Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – особая категория массивов, объединенных в один земельный Фонд. Может использоваться по целевому назначению гражданами, индивидуальными предпринимателями и сельскохозяйственными компаниями.

Независимо от форм собственности, за данными массивами осуществляется надзор, требующий соблюдения нормативного использования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Законодательная база и определение терминов

Перераспределение земельных участков (ЗУ)

Это процедура реорганизации земель путём их слияния, разделения или изменения площадей одного ЗУ за счёт уменьшения другого. Заключается в изменении границ участков и регистрации вновь возникших ЗУ. Регулируется нормами статьи 11.7 и 39.28 ЗК РФ.

Если речь идёт о землях сельхоз назначения, в силу вступают нормы Федеральных законов:

Процедура перераспределения может затрагивать интересы собственников из числа физических или юридических лиц. Также проводиться на землях, принадлежащих государству или муниципалитету. Допускается и перераспределение между ЗУ, находящимися в частной и в государственной или муниципальной собственности.

Это способ распределения долей владения и официальный документ, составленный в соответствии с нормами законодательства и объёмом долевой собственности. Регулируется Федеральным законом № 78-ФЗ от 18.06.01 г.

Проект решает задачи установления внутренних границ в земельном массиве, на основании которых участники СХО или владельцы долей могут официально пользоваться территорией, установленной на основании проектной документации, а также:

  1. закрепляет определенные территории сельхоз земель за собственниками долей;
  2. устанавливает последовательности передачи долей на основании проекта;
  3. передаёт в собственность физических и юридических лиц освободившиеся ЗУ;
  4. передаёт в собственность ЗУ, полученные в счёт паёв.

В содержание Проекта входит:

  • пояснительная записка;
  • проектный план;
  • экспликации земель;
  • список собственников земельных долей.

Это земельные массивы, которые могут передаваться в пользование физическим и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства. Им является юридическое лицо, уполномоченное на перераспределение участков и их выделение:

  1. в аренду;
  2. безвозмездное пользование;
  3. в собственность путём выкупа.

Нормы организации и управления Фондом перераспределения регулируются нормами статьи 80 ЗК РФ. В его ведении находятся земли:

  • из числа вымороченного имущества;
  • изъятые у граждан участки;
  • ЗУ от которых отказались владельцы.

То есть – земли, вернувшиеся в муниципальную или государственную собственность.

Когда происходит эта процедура и на каких основаниях

Процедура перераспределения земель может проводиться, когда:

  1. Нужно привести границы ЗУ в соответствие с утвержденным проектом межевания для уточнения границ долевых владений.
  2. При слиянии и разделении участков с изменением площади.
  3. Требуется исключить вклинивания ЗУ друг в друга, изломанности границ, при наличии чересполосицы. Без изменения площадей участков.
  4. Когда государственные и муниципальные земли переданы во владение граждан для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, если площадь не превышает допустимых норм (о землях сельхозназначения для ведения садоводства мы писали тут, а о землях для дачного строительства и хозяйства написано здесь).
  5. Земли перераспределяются для зонирования по видам сельхоз работ: под пастбища, луга и под полевые работы – в пределах владения одного собственника – юридического лица или муниципалитета.
  6. Участки попали в распоряжение Фонда из-за отсутствия владельца или по причине изъятия и допускают передачи во владение физических и юридических лиц.

Основанием для проведения процедуры служит составление и подписание всеми участниками совместного владения – соглашения о перераспределении. А также – правообладателями смежных территорий – муниципалитета, физического или юридического лица. В документе должны быть указаны сведения:

  1. об участниках процедуры;
  2. основания возникновения права земельной собственности у участников;
  3. технические параметры участков;
  4. условия возникновения прав собственности на вновь возникающие ЗУ.
  • Скачать бланк соглашения о перераспределении земель
  • Скачать образец соглашения о перераспределении земель

При оформлении соглашения, если речь идёт столько о землях собственников, требуется представить пакет документации:

  1. правоустанавливающие или право удостоверяющие документы;
  2. паспорта;
  3. схему расположения ЗУ;
  4. кадастровые паспорта ЗУ;
  5. нотариальную доверенность если в оформлении участвует представитель;
  6. справка о наличии (отсутствии) построек и иной недвижимости;
  7. справка о наличии (отсутствии) ареста, залога и иных обременений.

Все работы на местности проводятся геодезической компанией, которая в обязательном порядке:

  • обеспечена высокоточным геодезическим оборудованием;
  • имеет лицензию на данный вид работ.

В выбранную компанию подаётся соглашение собственников ЗУ, с приложением пакета документации и составленных заявлений.
В процедуре обязательно участвует кадастровый инженер, в чьи компетенции входит:

  • присутствие при геодезических замерах, проверка их точности;
  • проведение расчётов;
  • выполнение плана границ ЗУ, с указанием координат поворотных точек;
  • передача отчёта в Росреестр, если образованы самостоятельные участки.

Если новые участки не образуются, а только определяются внутренние границы совместной собственности – составляется межевой проект, который не требует передачи в Росреестр и предназначается для внутреннего использования юридическим лицом или совладельцами.

Если к участку присовокупляется прилегающая территория, являющаяся бесхозной или принадлежащая государству, обязательно требуется получить разрешение административной комиссии. К заявлению, поданному в геодезическую компанию, в этом случае дополнительно прилагают:

При вынесении согласия на прирезки, администрация устанавливает их стоимость, исходя из нормативов и локальных актов.

Реорганизация сельхоз земель допускается при совмещении или разделении ЗУ, или при оформлении прирезок. В этом случае формируются новые участки, подлежащие внесению в Росреестр. Если проводится реорганизация земель дачного массива, или принадлежащая иному юридическому лицу (ИП), достаточно оформить межевой проект, без внесения в Росреестр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Классификация земель

Фонд перераспределения земель

Содержание статьи:

Цели создания фонда перераспределение земель

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Формирование фонда перераспределения земель

Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  • при добровольном отказе граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
  • в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  • при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура ст. 49 ЗК РФ. При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об изъятии по решению суда, то никаких средств собственнику не выплачивается.

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

Использование земель фонда перераспределения земель

Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:

  • для организации сельхозпроизводства;
  • с целью лесопосадки защитного плана;
  • научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  • кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  • кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
  • казачьим обществам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.
Читать еще:  Возможно ли увольнение из МВД по состоянию здоровья, каков регламент процедуры и предусмотрены ли выплаты?

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.

Сведения фонда перераспределения земель

Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.

Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.

Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Государством предусмотрено создание специальной базы данных под названием фонд перераспределения земель, куда входят бесхозные площади, наделы, изъятые по решению суда, территории, от которых собственники или пользователи отказались.
  2. Массивы могут быть переданы для развития животноводства, сельхозмероприятий, разбивки садов и огородов.
  3. При использовании в отношении таких площадей устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого запрещается переводить площади из их прямого назначения в другую категорию.
  4. Вся информация о составе базы данных находится в открытом доступе и заинтересованное лицо вправе не только получить желаемые сведения о наличии участка, но и познакомиться с его полным описанием.
  5. Ведомство, уполномоченное заниматься распределением земель фонда, обязано осуществлять публикации в местных СМИ относительно поступления и выбытия наделов, а также предоставлять населению все необходимые сведения об участках.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по фонду перераспределения земель

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.

Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная. Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом. Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете? Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет. Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления?

Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ. Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон.

Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.

И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории. При каждом варианте организовывается конкурс.

Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом. Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается. Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится.

На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.

Статья 80 ЗК РФ. Фонд перераспределения земель

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Комментарии к ст. 80 ЗК РФ

1. Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями. Статья 96 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. гласила, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е. их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных, целей. Поэтому очень важным явилось включение в новый Земельный кодекс комментируемой статьи, в соответствии с которой временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения предоставляются только для сельскохозяйственного использования.

При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель, предусмотренные законодательством, и, соответственно, любым физическим и юридическим лицам в указанных целях могут быть предоставлены земельные участки из фонда перераспределения.

2. Изучение приводимого в п. 2 комментируемой статьи перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п. В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием.

Добровольный отказ от земельных участков регламентирован ст. 53 Земельного кодекса. При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа или сельского поселения либо, в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории, — собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления — собственник земельного участка (см. комментарий к ст. 53).

Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК РФ. Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. ст. 279 — 282 ГК РФ). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК РФ), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст. ст. 284 — 287 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).

Читать еще:  Грамотный подход к расчёту выходного пособия при увольнении по соглашению сторон: как защитить свои права?

Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в ч. 2 статьи, является исчерпывающим. Однако, на наш взгляд, было бы логичным включить в него и иные случаи, например приобретение земельного участка субъектом Федерации по сделке, в том числе при обязательном приобретении участка в силу ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения у лица, который не имеет права обладать участком на праве собственности, при отсутствии желающих приобрети этот участок.

Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено (п. 11 ст. 3), что с момента вступления Земельного кодекса в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в силу в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ. Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения. Но на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, прямого ответа действующий Земельный кодекс не содержит.

Подобные вопросы связаны с тем, что в комментируемой статье установлены только основные положения, касающиеся фонда перераспределения земель, более детальная регламентация отсутствует и в других федеральных нормативных правовых актах. Однако большинство субъектов РФ своими законами регулируют наиболее существенные вопросы, относящиеся к правовому статусу фонда перераспределения.

Так, в соответствии с Законом Алтайского края от 14 марта 2003 г. N 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 10 июля 2007 г.) администрация Алтайского края обязана выкупить по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности лица, которому он не может принадлежать по указанным в федеральном законе основаниям, и при отсутствии лица, изъявившего желание приобрести его на торгах (конкурсах, аукционах), если данный земельный участок граничит с землями фонда перераспределения.

Закон Корякского автономного округа от 5 июня 2006 г. N 181-ОЗ «Об управлении и распоряжении земельными ресурсами, находящимися в собственности Корякского автономного округа» в ст. 8 устанавливает, что земельные участки, находящиеся в окружной собственности, могут быть зарезервированы и переведены в состав категории земель запаса, с последующим их использованием в интересах округа, в том числе отличных от существующего разрешенного использования земель, либо в фонд перераспределения земель для сельскохозяйственного производства. Резервирование земельных участков, перевод их в состав категории земель запаса, в том числе с целью включения в фонд перераспределения земель для сельскохозяйственного производства либо для создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий, находящихся в окружной собственности, осуществляется на основании решения губернатора Корякского автономного округа.

3. Согласно Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения (абз. 5 п. 4 ст. 10) земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ряд субъектов РФ устанавливает перечень лиц, имеющих право на безвозмездное предоставление земельных участков из фонда перераспределения.

Например, согласно Закону Республики Бурятия от 11 мая 2006 г. N 1636-III «О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в республике Бурятия» земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться бесплатно в собственность гражданам:

ранее имевшим право на получение земельной доли при реорганизации и приватизации сельскохозяйственных организаций, но по каким-либо причинам не реализовавшим свое право;

занятым в социальной сфере в сельских поселениях (работники организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, социальной защиты), проживающим на территории муниципального района, в котором сельскохозяйственная организация образована;

в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размерах, определяемых в соответствии с законодательством, в случае если ранее этим гражданам земельные участки безвозмездно не предоставлялись.

Однако в случае, если гражданин ранее воспользовался правом на безвозмездное приобретение земельного участка, реализация им права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в фонде перераспределения земель, осуществляется на возмездной основе.

Размер земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину бесплатно из фонда перераспределения земель, не должен превышать среднерайонную норму, ранее установленную соответствующими органами местного самоуправления для осуществления реорганизации или приватизации сельскохозяйственных организаций и определенную в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий.

Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, юридическим лицам для целей сельскохозяйственного производства осуществляется во всех случаях на возмездной основе, за исключением случаев предоставления им земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, на безвозмездной основе, установленных законодательством.

В Республике Саха (Якутия) согласно Закону от 8 ноября 2007 г. 512-З N 1039-III «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в республике Саха (Якутия)» только граждане, занимающиеся в течение 10 лет ведением личного подсобного хозяйства, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность полевой земельный участок из фонда перераспределения земель. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, сайылычное хозяйство, личное подсобное хозяйство, а также гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и сельскохозяйственным организациям земельные участки из фонда перераспределения земель предоставляются в аренду. Указанные лица могут приобрести такие земельные участки в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом Республики Саха (Якутия), по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 г. 52-З N 107-III «О сайылыках» сайылычное хозяйство — традиционно сложившаяся форма ведения хозяйства в летнее время года, создающаяся для расширения производства сельскохозяйственной продукции за счет более рационального использования сельскохозяйственных угодий за чертой сельских населенных пунктов. Хозяйственная территория сайылыка включает в себя летнюю усадьбу (жилье, производственные и иные постройки, огород), загон общего пользования для телят, пастбище для скота и лошадей.

Во Владимирской области в соответствии с Законом от 12 марта 2007 г. N 19-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель, предоставляются гражданам РФ, являющимся работниками сельскохозяйственных организаций и проработавшим в них не менее 3 лет, постоянно проживающим в сельской местности. Участки предоставляются в собственность однократно бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размере, установленном действующим законодательством. Сельскохозяйственным организациям такие участки могут предоставляться однократно в собственность на безвозмездной основе исключительно для сельскохозяйственного производства.

В Пензенской области установлено , что к земельным участкам, сформированным из земель фонда перераспределения земель Пензенской области, не применяются введенные Законом этой области нормы минимальных размеров образуемых новых земельных участков.

Статья 26 Закона Пензенской области от 7 апреля 2003 г. N 461-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области».

4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит норму об общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Это очень важно, поскольку, исходя из полученных сведений, граждане и юридические лица могут планировать вопросы создания новых садоводческих объединений, фермерских хозяйств, расширения площадей имеющихся сельскохозяйственных угодий и т.д. Представляется, что конкретные правовые гарантии общедоступности названных сведений следует закреплять в нормативных актах субъектов РФ, в частности путем определения органов, ответственных за предоставление данных сведений, средств массовой информации, в которых надлежит публиковать сведения о поступлении земельных участков в фонд перераспределения, и т.д.

Для чего был создан фонд перераспределения с/х земель?

Фонд перераспределения земель был создан в 90-е годы для того, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль. Сегодня процедура выдачи участков регулируется федеральным законодательством.

Цели создания фонда перераспределения

Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание фермерских хозяйств. Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю. А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля. Государство должно было найти источники предоставления участков.

Читать еще:  Как взять в аренду землю у администрации сельского поселения? Инструкция по оформлению документов

Как фонд создан фонд?

В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс. Практика включения в состав фонда земель сельскохозяйственного назначения была сохранена.

Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства. Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Основные цели

Целью создания фонда стало:

  1. Эффективное перераспределение свободных земель.
  2. Создание новых крестьянских и фермерских хозяйств, их расширение.
  3. Организация сельскохозяйственного производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам.
  4. Ведение животноводства. Организация огородничества, а также садоводства.
  5. Использование участков под личное подсобное хозяйство.
  6. Выделение участков под сенокосы и пастбища.

Об использовании земель сказано в статье 78 Земельного кодекса.

Территории, находящиеся в фонде перераспределения земель, передают:

  1. Для создания сельскохозяйственного производства.
  2. Формирования лесопосадок защитного плана.
  3. Земли могут взять НИИ и учебные организации для того, чтобы проводить практические занятия в рамках подготовки специалистов.
  4. Казачьи общества.
  5. Религиозные общины и кооперации потребительского характера.
  6. Товарищества и кооперативы. Они могут далее делить территорию, а потом и передавать участки населению для занятий огородничеством и для разбивки сада.
  7. Землю выдают коренным народностям Сибири, Севера. Они могут использовать ее для промыслов и организация быта.

Если обратиться к Земельному кодексу, то станет понятно, что в фонд участки поступают в следующих ситуациях:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  1. За счет земель, оказавшихся в данных момент свободными.
  2. Территории, приобретенное и государственными органами в рамках стандартной сделки.

Когда участок может войти в состав фонда?

В законодательстве перечислены следующие случаи, когда участок может войти в состав фонда:

  1. Добровольный отказ юридических лиц и граждан от этого надела. В результате этого территория становится бесхозной недвижимостью. Права, которыми ранее обладал пользователь, прекращаются. Все полномочия переходят к государству, либо участком может распоряжаться муниципалитет.
  2. После кончины собственника, если наследники отсутствуют. Также возможна ситуация, когда преемник не имеет права на принятие наследства. Вариант, когда наследник отказывается принимать собственность. Во всех случаях, перечисленных выше, права на участок переходят к государству, земля уходит фонд.
  3. Принудительное изъятие надела. Процедура регулируется статьей 49 Земельного кодекса. Если территорию требуется государству или муниципалитету, то в этом случае предусмотрен ее выкуп. Когда речь идет о том, что участок изымается по решению суда, собственнику компенсация не выплачивается.

Проект перераспределения земель

Проект составляется для упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения физическим и юридическими лицами, а также для повышения эффективности процесса создания новых земельных участков, выделяемых в счет долей.

Создание проекта не обходится без технической, правовой и экономической документации. Обязательны расчеты, подробное описание и создание проектных планов. Все мероприятия, которые планируется проводить при образовании новых участков и упорядочении уже существующих, должны быть обоснованы.

Материалы приводятся в текстовой и графической форме.В рамках проекта может быть проведено измерение долей и границ территории.

Работы по его составлению состоят из следующих этапов:

  • проведение подготовительных работ;
  • этап разработки;
  • согласование;
  • утверждение;
  • процесс формирования землеустроительного дела;
  • сдача дела заказчику, его копия направляется в органы государственной власти.

При проведении подготовительных работ осуществляется сбор сведений о территории. Проект состоит из графической части и текстовой. Он должен быть согласован с органами местного самоуправления, кадастровой службой и другими органами власти, права которых затрагивает этот проект. Также он должен быть утвержден собственниками участков.

Узнать о том, как правильно рассчитать больничный во время вашей беременности, и разобраться в этом вопросе, вы можете здесь.

На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш материал.

Заключение

В фонд перераспределения входят сельскохозяйственные земли, которые государство использует для развития отрасли. При создании новых участков и для упорядочения использования старых создают проект перераспределения земель. Он должен быть согласован с органами власти и собственниками территории.

Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земельных участков – земли, находящиеся в собственности государства, которые оно может передавать гражданам и юридическим лицам в аренду либо собственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Такие земли используются по общим правилам землепользования. Цель создания фонда перераспределения заключается в передаче земельных участков для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских или фермерских хозяйств, личных подсобных, ведения животноводства, садоводства, огородничества. Также земельные участки могут использоваться в качестве сенокоса или пастбища.

Формирование фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  • При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  • При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  • При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
  • При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям. Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  • Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
  • Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  • Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  • Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  • Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
  • Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Использование земель из фонда

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства.
  • Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  • Создания защитных насаждений.
  • Аквакультуры – рыболовства.
  • Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  • Ведения охотничьего хозяйства.

Земельные участки из фонда могут получить:

  • Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  • Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
  • Производственные и потребительские кооперативы.
  • Коммерческие и некоммерческие организации.
  • Религиозные организации.
  • Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
  • Казачьи общества.
  • Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Сведения о землях из фонда перераспределения земель

Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными. Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях.

Таким образом, граждане, общины, товарищества могут подать заявление на получение надела в безвозмездное пользование, а фермерские хозяйства или компании – приобрести дополнительные территории. В местной администрации заинтересовавшемуся лицу обязаны предоставить информацию не только о наличии либо отсутствии земельного участка, но и, при его наличии, показать полное описание характеристик земли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector