Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

В статье 81 трудового кодекса РФ разъясняется определение «утрата доверия», которое может использоваться администрацией как обоснование для прекращения трудового договора на основе закона.

По этому положению, доверие работодателя может быть утрачено при совершении работником преступных действий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Кого увольняют по такой причине?

Рассмотрим, к каким категориям людей может быть применено увольнение в связи с утратой доверия и как происходит данная процедура в каждом конкретном случае.

Государственного служащего

В независимости от ситуации причина для увольнения должна быть:

  • Обоснована фактами, которые имели место быть.
  • Подтверждаться документами, в которых фиксируется вина работника.
  • Под действие закона может попасть любой государственный гражданский служащий, уличенный в нарушении закона и попадающий под действие закона.

Порядок проведения процедуры

Основания для увольнения по утрате доверия устанавливаются ст. 59.2 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В число оснований входит следующее:

  • Отказ в предотвращении или регулировании конфликта интересов, одной из сторон которого он является.
  • Не предоставление данных о доходе, имуществе, расходах и тех же данных от своего официального партнера и детей, либо предоставление ложных сведений.
  • Участие служащего на платной основе в коммерческой деятельности (кроме случаев, определенных в федеральном законе).
  • Участие служащего в управлении, попечительстве или наблюдательном совете органов иностранных некоммерческих неправительственных компаний и осуществляющих деятельность на территории РФ их подразделений.
  • Нарушение запрета гражданским служащим или членами его семьи (супругой, несовершеннолетними детьми) на хранение денежных средств в иностранных банках.

В докладной должны содержаться данные о подающем записку, его ФИО, время, место и обстоятельства, оказавшие влияние на выполненные действия. Если сведения подаются компетентными органами или третьими лицами, то написание записки не обязательно для данного процесса. При проведении инвентаризации одной докладной записки будет недостаточно, потребуется составление акта с фиксацией всех нарушений.

Эти документы послужат основой для выполнения служебного расследования в сторону работника, для подтверждения или опровержения вины. Чтобы все прошло по законодательным правилам, будет создана комиссия, в составе которой должны быть не только компетентные в данном вопросе люди, но и незаинтересованные лица, как со стороны служащего, так и от работодателя.

Эта комиссия создается после выхода внутреннего приказа и включает как минимум трех человек. В приказе также прописываются сведения о членах комиссии (должности, ФИО, полномочия, период работы комиссии и прочее).

Перед подготовкой и издание приказа на сотрудника должно налагаться дисциплинарное взыскание, приказ о котором формирует само предприятие из-за отсутствия единой формы.

  1. В нем нужно указать ФИО, должность, подразделение трудящегося.
  2. Затем записать данные о совершенном проступке, который нарушил трудовой или коллективный договор, с обязательным документарным подтверждением нарушений.
  3. Также в приказе о взыскании нужно записать все обстоятельства, при которых был свершен проступок, степень вины и ее тяжесть со стороны работника.
  4. Только после выхода приказа начальство может распорядиться о выходе приказа об увольнении, в котором будут указаны реквизиты прошлого приказа по отношению к работнику. Работник должен ознакомиться с этим приказом и подписать.
  5. После проведения этой процедуры в трудовую книгу вносится запись об увольнении в связи с утратой доверия и ссылки на основания их ТК РФ. Выдача трудовой книги происходит в день увольнения.
  • Скачать бланк приказа о взыскании
  • Скачать образец приказа о взыскании
  • Скачать бланк приказа об увольнении
  • Скачать образец приказа об увольнении по утрате доверия

На фото ниже приведен пример записи в трудовой книжке об увольнении в связи с утратой доверия:

При этом типе увольнения за работником полностью сохраняются такие выплаты, как оплата труда, компенсации, премии и надбавки, которые должны быть выданы в последний рабочий день.

Увольнение госслужащего по названной статье может поставить крест на дальнейшей службе. Чтобы не допустить этого, сотруднику следует постараться урегулировать конфликт и по возможности уволиться «по собственному желанию», чтобы не столкнуться с проблемами при дальнейшем трудоустройстве.

Военнослужащего

В нем содержатся данные об ответственности военнослужащего за совершение коррупционных правонарушений. К основаниям для увольнения по причине «утраты доверия» относится:

  • Неприятие мер по регулированию и устранению конфликтных ситуаций, в которой он является одной из сторон.
  • Непредставление сведений о своих доходах, расходах, имуществе, в том числе и данных мужа или жены, несовершеннолетних детей.
  • Сотрудничество с коммерческой организацией, входящей в состав органа управления на оплачиваемой основе.
  • Проведение предпринимательской деятельности,

Увольнение проводится при установлении одного или сразу нескольких правонарушений, расцененных как коррупционные. При увольнении по данной формулировке, он должен предоставить причинно-следственную обусловленность нарушения, иначе увольнение является противозаконным.

Также увольнение по утрате доверия является одним из прав руководителя, но не обязанностью. Начальством должен быть детально разобран каждый из случаев, перед принятием решения об увольнении, которое является крайней мерой взыскания.

Порядок проведения процедуры

Для военнослужащих порядок увольнение по причине утраты доверия имеет определённые особенности. Это связано с тем, что по ст. 51 увольнение по данному основанию считается взысканием за коррупционные правонарушения и выполняется с учетом положений, определяющих использование названых взысканий.

Увольнение по причине утраты доверия может произойти только по итогам:

  1. Проверки на достоверность и полноту данных о доходах и выполнения требований к поведению на службе.
  2. Контроля за соответствием доходов и расходов военнослужащего.
  3. Проверки полноты и достоверности данных о расходах.

Коррупционное взыскание, в части и увольнение со службы по причине утраты доверия, может быть применено не позднее полугода со дня получения данных о совершении правонарушения.

Муниципального работника

Для работников муниципальных служб увольнение по утрате доверия проводится на основании федеративного закона номер 25 «О муниципальной службе в Российской федерации», по статье 27.1. Чтобы выяснить мотивы проступка руководителю следует потребовать от работника предоставить объяснительную в письменном виде. Служащий должен составить и отдать ее в течении двух дней со дня получения приказа о ее написании. Не предоставление бумаги оформляется в форме акта, но не может послужить основанием для начал увольнения.

Читать еще:  Заключаем договор о материальной ответственности с главным бухгалтером: образец, а также особенности и нюансы его подписания

Расследование произошедшего нарушения проводится до завершения месяца со дня получения информации о нарушении. При этом выбывают дни, в которые работник был на больничном по временной нетрудоспособности, на время нахождения в отпуске, в дни непосещения работы по веским причинам, время выполнения проверки, период рассмотрения материалов по делу собранной комиссией. Увольнение может быть проведено в течении полугода, но не после этого срока.

В составленном приказе на увольнение должны быть приведены ссылки на статьи законодательного акта. Копия приказа с отметкой о совершенном правонарушении, нарушенных положения будут выданы служащему под расписку в течение пяти рабочих дней, считая от дня составления.

Перечень документов зависит от основания увольнения. Так, может быть использована следующая документация:

  1. Приказ об увольнении от работодателя.
  2. Заявление на увольнение по собственному желанию.
  3. Постановление суда о дисквалификации и пр.

Также следует учесть принятый 1.07.2017 федеральный закон № 132-ФЗ, согласно которому будет вести реестр муниципальных служащих, уволенных из-за утраты доверия. В особенности причина увольнений касается нарушений, связанных с коррупцией. Однако введение этого реестра не означает полную невозможность вернуться к муниципальной службе. Введение этого закона лишь делает открытым список тех, кто был уволен по названной причине, и работодатель должен учитывать это при принятии решения о приеме на работу.

Увольнение в связи с утратой доверия может быть применено к любому государственному, муниципальному работнику или военнослужащему. Однако принятие данного решения требует обоснования и серьезного расследования. В дальнейшем служащий может обжаловать принятое решение в суде. Восстановление после увольнения также не всегда возможно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Приложение. Порядок увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Приложение
к постановлению
Администрации Любимского
муниципального района
от 29 января 2016 г. N 09-0201/16

Порядок
увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия

1. Согласно части 2 статьи 27.1, 14.1, 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена возможность увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия.

2. Муниципальный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

— непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

— непринятия муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

— непринятия муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

3. Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия применяется на основании:

— доклада о результатах проверки, проведенной уполномоченным подразделением органа местного самоуправления;

— рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Любимского муниципального района Ярославской области и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия) в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

— объяснений муниципального служащего;

4. При увольнении в связи с утратой доверия учитывается характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

5. Увольнение в связи с утратой доверия применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией. При этом увольнение в связи с утратой доверия должно быть применено не позднее шести месяцев со дня совершения коррупционного правонарушения.

6. До увольнения у муниципального служащего работодателем (руководителем) истребуется письменное объяснение (объяснительная записка). Если по истечении двух рабочих дней с момента, когда муниципальному служащему предложено представить письменное объяснение, указанное объяснение муниципальным служащим не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление муниципальным служащим объяснения не является препятствием для его увольнения в связи с утратой доверия.

7. В постановлении об увольнении в связи с утратой доверия муниципального служащего в качестве основания применения взыскания указывается часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

8. Копия постановления о применении к муниципальному служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к муниципальному служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего постановления.

9. Муниципальный служащий вправе обжаловать увольнение в установленном законом порядке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В связи с утратой доверия

Для абсолютного большинства служащих такие слова в трудовой книжке — настоящий кошмарный сон. Поэтому практически все уволенные обращаются в суды с требованием обелить их и признать приказ с подобным «приговором» незаконным.

Поэтому Верховный суд собрал все подобные судебные дела и, проверив, дал своим коллегам разъяснения, когда чиновника увольнять за коррупционный проступок правильно, а когда — нет.

Материалы, которые рассмотрел Верховный суд, показали, что наши чиновники обращаются в суды с четким перечнем требований. Во-первых, просят о восстановлении на службе. Следом идет просьба о признании незаконным решение комиссий, которые чиновников наказали, следом идет оспаривание приказов об увольнении и приказов начальников о дисциплинарных взысканиях. Причины наказания чиновников укладываются всего в несколько пунктов.

Это нежелание утрясти конфликт интересов, предпринимательство параллельно с госслужбой и попытка скрыть информацию о доходах и имуществе.

При этом Верховный суд подчеркнул, что отказ в возбуждении уголовного дела против чиновника не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.

Понятие «конфликт интересов» — одно из распространенных поводов для увольнения. Такая ситуация подразумевает, что личная заинтересованность чиновника влияет на исполнение им своих обязанностей.

Кстати, личная заинтересованность — это по Закону «О противодействии коррупции» возможность для чиновника получить при исполнении своих служебных обязанностей деньги, ценности или некие услуги для себя, своих близких или «третьих лиц». Причем все это — в ущерб работе. Верховный суд напоминает: непринятие чиновником мер для предотвращения конфликта интересов — это безусловное основание для дисциплинарной ответственности.

Как пример в обзоре приводится дело некой уволенной начальницы управления архитектуры, которая очень нежно опекала две строительные фирмы. Проверка показала, что в одной фирме учредителем был ее отец, а в другой — сын.

Читать еще:  Всё о нотариальной сделке купли-продажи квартиры: порядок действий, стоимость услуг, плюсы и минусы

Еще основание для увольнения — нежелание после занятия чиновничьего кресла передать в доверительное управление свои ценные бумаги, акции и паи. Здесь в качестве примера Верховный суд выбрал дело уволенного таможенного чиновника, который потребовал восстановить его на работе. Служащему суды отказали. Проверка показала: чиновник был учредителем коммерческой брокерской фирмы, которая занималась операциями с декларированием товаров, идущих через границу. Свою долю, а это половина брокерской фирмы, он, устроившись в таможню, никому не передал.

Верховный суд напомнил — в основе конфликта интересов на госслужбе всегда лежит заинтересованность в получении материальной выгоды. Поэтому, заявил Верховный суд, в одном из случаев правильно районные коллеги пошли навстречу наказанной чиновнице. Дама отвечала за здравоохранение в одном из регионов и кроме других обязанностей еще и проверяла медицинские фирмы. Чиновницу наказали, когда узнали, что в одной из проверяемых фирм работает ее муж. А это, на взгляд районных начальников, — конфликт интересов. Их логика была такая: муж мог получать премии за положительные проверки компании его женой. Но суд, разобравшись, заявил: муж чиновницы в фирме — мелкий служащий. Эту компанию проверяла его жена регулярно уже несколько лет. И сейчас, и в прежние годы она выявляла нарушения. Так что конфликта интересов нет.

Еще важная деталь: близкое родство — не основание для увольнения чиновника. Как пример — дело замглавы города, которого пришлось суду восстановить на работе. В администрацию была принята невестка чиновника, а когда об этом узнали, чиновника попросили на выход. Хотя служебные интересы его и невестки никак не соприкасались. Суд, вернув уволенного на место, сказал: женщину приняли на работу еще до того, как она вышла замуж за сына чиновника, и они по службе вообще не пересекаются. Так что и ни о каком конфликте интересов речи быть не может.

Отказ чиновника отчитываться о доходах и имуществе — вполне повод для расставания с креслом. Но это правило действует не для всех чиновников. Есть список должностей, обладатели которых сообщают о доходах и расходах как личных, так и своих близких. Но если место чиновника в перечне отсутствует, спросить с него нельзя.

Так суд восстановил на работе специалиста юридического отдела муниципальной администрации. Дама не отчиталась о своих доходах, и ее уволили. Нет — сказал суд. Чиновница и не должна отчитываться — ее должности в перечне нет. Наказать чиновника, кстати, можно лишь в течение месяца с момента появления информации о его коррупционном проступке..

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Утрата доверия к госслужащему является одним из оснований для его увольнения. В статье разберем, как осуществляется увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия, какова процедура увольнения и какие документы для этого необходимы.

Меры взыскания на госслужбе

Порядок регулирования трудовых правоотношений на государственной службе регламентируется законом №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе в РФ».

На основании ст. 59.1 ФЗ-79 к госслужащему могут быть применены следующие меры взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии.

Основанием для применения мер взыскания является нарушение госслужащим условий и ограничений, установленных действующим федеральным законодательством, а также неисполнение обязанностей в части противодействия коррупции.

Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия

В соответствие со ст.59.2 ФЗ-79 трудовые отношения с госслужащим могут быть расторгнуты в связи с утратой к нему доверия. Причиной утраты доверия могут выступать следующие установленные факты:

№ п/п

Основанием для увольнения госслужащего может быть непринятие ним необходимых мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает.

Обязанность госслужащего – предоставление полной и правдивой информации о собственных доходах, расходах, имуществе, а также доходах, расходах, имуществе супруга, несовершеннолетних детей.

ФЗ-79 установлен запрет по ведению коммерческой деятельности госслужащими. Основанием для увольнения в связи с утратой доверия может служить факт регистрации госслужащего в качестве ИП.

Госслужащий не имеет право участвовать в органах управления коммерческой компании на платной основе. В случае установления данного факта госслужащий может быть уволен в связи с утратой доверия.

Увольнение в связи с утратой доверия возможно при установлении факта наличия у госслужащего или членов его семьи счетов, открытых в иностранных банках.

Порядок установления фактов нарушений госслужащего

Факты нарушения госслужащим запретов и ограничений, определенных действующим федеральным законодательством, устанавливаются на основании служебной проверки.

Порядок проведения служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ-79. Проверку проводит специальное подразделение госоргана по вопросам госслужбы (с участием юридического подразделения и профсоюза) на основании письменного заявления госслужащего либо решения представителя нанимателя.

Служебная проверка госслужащего осуществляется с учетом следующих особенностей:

  1. К проверке не может быть привлечен госслужащий, прямо либо косвенно заинтересованный в ее результатах.
  2. В ходе проверки контролеры устанавливают факт совершения госслужащим проступка, учитывая причины и условия, повлиявшие на содеянное нарушение, а также характер и размер вреда, нанесенного госслужащим в результате совершенного нарушения.
  3. На время проведения проверки госслужащий может быть отстранен от выполнения возложенных на него функций.
  4. Во время проверки госслужащий вправе давать устные и письменные пояснения относительно совершенных ним действий, которые квалифицируются в качестве нарушений.

Результаты проведенной проверки оформляются в письменном виде и подлежат уведомлению госслужащего.

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Решение об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия принимается на основании результатов служебной проверки. В случае если совершенный госслужащим проступок признан существенным и повлек за собой нанесение вреда, трудовые отношения с госслужащим прекращаются.

Основные этапы увольнения госслужащего в связи с утратой доверия описаны ниже.

Этап #1. Служебная проверка

В случае если госслужащий заподозрен в нарушениях, установленных ст. 59.2 ФЗ-79, решением специальной комиссии госорганов по вопросам госслужбы назначается служебная проверка. Основанием для проведения проверки также может выступать письменное заявление госслужащего.

Срок назначения проверки – не позже месяца с момента принятия соответствующего решения, либо получения от госслужащего заявления.

В ходе проверки специальная комиссия устанавливает либо опровергает факты нарушений, после чего оформляет письменный акт о результатах проверки, в котором отражаются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложения о применении/неприменении к сотруднику дисциплинарного взыскания.

Подчеркнем, что акт проверки не является основанием для применения к госслужащему дисциплинарного взыскания, а отраженные в документе предложения носят рекомендательный характер.

После составления акта в письменном виде и подписания его членами специальной комиссии, документ передается госслужащему, в отношении которого проводилась проверка, для ознакомления.

Этап #2. Принятие решения об увольнении

Акт о результатах служебной проверки передается нанимателю госслужащего – должностному лицу, уполномоченного на принятие решение в части принятие сотрудников на госслужбу и их увольнение. Как правило, таким должностным лицом является руководитель госоргана, в котором служит проверяемое лицо.

Читать еще:  Алименты в твердой денежной сумме: правила составления искового заявления, образец документа, нюансы процесса оформления

На основании результатах проверки, описанных в акте, уполномоченный руководитель госоргана принимает решение о применении к госслужащему необходимых мер взысканий (замечание, выговор, уведомление о неполном должностном соответствии) либо об увольнении.

При принятии решения наниматель учитывает:

  • тяжесть совершенного проступка;
  • размер нанесенного вреда;
  • объяснения, предоставленные госслужащим в устном и письменном виде;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гослужащего о проведении проверки (при наличии такого заявления).

Этап #3. Прекращение трудовых отношений

В случае если нанимателем принято решение об увольнении в связи с нарушениями, установленными в ходе служебной проверки, трудовой договор с госслужащим расторгается на основании ст. 59.2 (утрата доверия).

Отметим, что для увольнения в связи с утратой доверия наличии у госслужащего прочих дисциплинарных взысканий (выговор, замечание, уведомление о неполном должностном соответствии) не обязательно.

Прекращение трудовых отношений с госслужащим также может сопровождаться наложением запрета на занятие государственных должностей на определенный срок. Решение о дисквалификации от госслужбы и срок такой дисквалификации определяется в ходе судебного разбирательства и может быть принято в случае, если противоправные действия госслужащего нанесли существенный вред государству или третьим лицам.

Уход военнослужащего из армии в связи с утратой доверия. Ключевые вопросы увольнения

Противодействие коррупции – одно из основных направлений внутренней политики государства, потому что коррупция мешает качеству и эффективности государственного управления и нормальному функционированию системы органов. Поэтому антикоррупционные положения распространяются не только на гражданских служащих, но и на должностных лиц правоохранительных и военных органов, осуществляющих публичные функции.

Возможен ли уход с военной службы офицера по данной статье?

В 2011 году в ФЗ № 53, регулирующий вопросы воинской службы, быштла внесена поправка, касающаяся вопроса увольнения из числа военнослужащих. В ст. 51 закона появилось детальное и конкретизированное основание “в связи с утратой доверия”.

Военнослужащий может быть уволен по данному основанию, если:

  • не принял мер по предотвращению (урегулированию) ситуации, в которой его личная заинтересованность могла повлиять или повлияла на надлежащее, беспристрастное и объективное исполнение обязанностей (конфликт интересов);
  • не предоставил сведения об имущественных правах, имуществе, расходах и доходах (личных, а также супруги и несовершеннолетних детей);
  • предоставил ложные или неполные сведения об имущественных правах, имуществе, расходах и доходах (личных, а также супруги и несовершеннолетних детей);
  • осуществлял полномочия в органе управления организации, созданной с коммерческими целями, на платной основе;
  • занимался предпринимательством;
  • входил в состав наблюдательных или попечительских советов, а также органов управления зарубежных некоммерческих неправительственных организаций – ННО;
  • нарушил запрет получать банковские услуги в иностранных банках, которые находятся за границей, или обладать и использовать иностранные финансовые инструменты;
  • его супруга или несовершеннолетние дети нарушили запрет получать банковские услуги в иностранных банках, которые находятся за границей, или обладать и использовать иностранные финансовые инструменты.

Лицо, которое является командиром (начальником), может быть уволено по рассматриваемому основанию и тогда, когда оно не приняло мер к своему подчиненному, у которого возник конфликт интересов, при условии что ему (командиру) было об этом известно.

Не всегда совершение коррупционного правонарушения со стороны служащего является основанием для применения самой строгой дисциплинарной санкции, такой как увольнение (о причинах увольнения читайте тут).

Вопрос увольнения военнослужащего в связи с утратой доверия детально урегулирован действующим законодательством, а именно:

  1. ФЗ “О статусе военнослужащих” № 76 (ст. 23) – общие вопросы увольнения.
  2. Указ Президента РФ “Вопросы прохождения военной службы” № 1237 (ст. 34) – общие вопросы увольнения.
  3. ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” № 53 (ст. 51.1) – специфика увольнения по основанию “утрата доверия”.

Как увольняют?

Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ № 53, увольнение военных в связи с совершением ими коррупционных правонарушений происходит в общем порядке, за исключением некоторых особенностей, установленных данной статьей. Эти нормативные изъятия связаны с необходимостью:

  1. Провести “расследование”, которое бы установило, было ли деяние. Если было, нужно установить, что имеются все необходимые элементы правонарушения (характер, тяжесть и обстоятельства деяния), дать характеристику исполнения должностным лицом обязанностей и субъективные моменты поведения в рамках совершения нарушения антикоррупционного законодательства.
  2. Дать возможность “обвиняемому” лицу оправдать свое поведение.

В связи с этим, процедура увольнения в связи с утратой доверия происходит следующим образом:

  1. Проверка.
  2. Доклад о результатах проверки.
  3. Принятие решения об увольнении на основании доклада подразделения.

Служебное расследование

Ст. 51.1 ФЗ № 53 устанавливает обязательное требование о проведении проверки (регулируется Положением, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065) подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Основанием для проведения служебного расследования является достаточная информация в письменном виде о совершении правонарушения от:

  • правоохранительных органов;
  • органов государственной власти и муниципальных властей;
  • органов политических партий и иных общественных объединений;
  • Общественной палаты РФ;
  • общероссийскими СМИ.

  1. личная беседа с военнослужащим, в отношении которого проводится проверка;
  2. изучение сведений, касающихся выясняемого факта правонарушения;
  3. получение от военного пояснений по материалам проверки;
  4. направление запросов в правоохранительные органы, ОГВ, ОМСУ и иные организации;
  5. наведение справок у физических лиц;
  6. анализ сведений, полученных в рамках проверки.

Военнослужащий, который подозревается в совершении коррупционного правонарушения, может активно участвовать в проверке и предоставлять информацию в свою защиту (давать пояснения, предоставлять письменные материалы, ходатайствовать о беседе). Срок проверки – до 60 дней, но может быть продлен до 90.

Доклад о результатах проверки

Подразделение, проводящее проверку, предварительно может отправить свой доклад в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению (Положение, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821), которая на основании доклада дает свое рекомендательное заключение.

Заседания комиссии проводятся на основании демократических принципов, поэтому военнослужащий, в отношении которого проводится проверка, вправе знать о месте и времени проведения заседания, чтобы прийти и высказать свою позицию по предъявленному правонарушению.

Основанием для увольнения лица по утрате доверия являются:

  • доклад о проверке;
  • рекомендательное заключение комиссии.

На основании этих двух документов издается указ или приказ об увольнении с военной службы:

  • Президентом РФ для высших офицеров;
  • руководителем органа для полковников, капитанов первого ранга;
  • непосредственным руководителем для иных военнослужащих.

Днем окончания службы считает день исключения лица из списков личного состава воинской части.

Если есть несколько оснований для увольнения наряду с “утратой доверия”, военнослужащий увольняется по последнему и не имеет права выбора.

Особенностью увольнения в связи с утратой доверия также является ограниченный срок для применения этого дисциплинарного взыскания. Мера «наказания» может быть применена:

  1. не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершенном правонарушении;
  2. не позднее 3 лет со дня совершения противоправного деяния.

Мы рассмотрели ключевые вопросы увольнения военнослужащего в связи с утратой доверия. Подведем итог:

  • оно применяется в случаях совершения коррупционных правонарушений, прямо указанных в законе;
  • применению предшествует специальная процедура проверки, результатом которой являются доклад, и заседание комиссии, которая дает рекомендательное заключение;
  • заключение и доклад являются основанием для указа или приказа об увольнении;
  • взыскание может быть применено в ограниченные законом сроки.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector