Что это такое — личный сервитут? К какому виду относился узус в древнем Риме?

Сервитуты в Римском праве

Понятие сервитута

Сервитут – это ни что иное, как абсолютное вещное право использования чужой вещи в ограниченных пределах. Ранее это право использовалось в римской юрисдикции лишь для того, чтобы урегулировать спорные ситуации между владельцами земельных участков в отношении пользования естественными природными ресурсами, распределёнными природой неравномерно.

Сервитут история возникновения

Изначально, право земельной частной собственности на участки не существовало, однако, с расширением территорий и с развитием приватизации имущества возникала необходимость каким-либо образом разграничивать территорию между соседями. Тогда и возникла необходимость в особой категории прав, трактующей спорные вопросы между владельцами участков земли, соседствующих друг с другом. Дело в том, что на одном из земельных участков не всегда хватало ресурсов для обеспечения достойного уровня жизни, например, таких, как большого количества воды, пастбищ для скота и т. п. Ранее, когда земельные участки принадлежали людям, входящим в одну общину или, находились в собственности племени или рода, подобные проблемы не были столь актуальны. Люди сами способны были помочь друг другу с некоторыми проблемами и урегулировать спорные аспекты. Однако, когда началась приватизация земли стали актуальными вопросы хозяйства. Людям, у которых на участке не было своих пастбищ или воды приходилось упрашивать соседей делиться природными ресурсами. Подобная ситуация происходила и в том случае, если принадлежащий собственнику земельный участок находился в окружении других участков и не имел границы с проезжей дорогой. Для урегулирования спорных вопросов стала необходима новая категория права, трактующая отношения между соседями и способная урегулировать спорные ситуации в отношении пользования приватизированными природными ресурсами.

Ранее потребности такого рода разрешались достаточно просто, а именно двумя путями. Первым вариантом было заключение совместного договора с соседом (владельцем участка, на котором находились необходимые природные ресурсы, или который предстояло пересечь чтобы попасть на общественную дорогу). Договор принуждать человека к чему-то (например, это могло бы быть обязательство пропускать через свою землю повозку или ежедневно поставлять необходимое количество воды), или же трактовать вариант обмена возможностей на природные ресурсы (пропускать соседа через свою землю в обмен на возможность посещения пастбища). Существовал у подобного договора и значительный минус – он заключался с собственником земельного участка, а значит, при продаже или изменении права собственности землёй в пользу другого человека, договор приходилось пересматривать или изменять, при несогласии владельца земли.

Для того, чтобы обеспечить надёжность данного договора и исключить возможность ущемления одной из сторон (владелец участка, которому нужна была помощь, как правило всегда оказывался в заведомо проигрышном положении, чем и пользовались владельцы плодородной земли) была разработана категория прав. Сервитут предполагал заключение договора не между собственниками, а между самими земельными участками, таким образом исключая саму возможность конфликтов между владельцами наделов. Особое достоинство сервитутного права заключается в том, что даже при смене собственника заключённый договор оставался в силе. В случае купли-продажи участка (как служащего, так и нуждающегося в услугах) заключённый контракт просто-напросто переходил к новому владельцу земли.

Однако, немного позднее сервитуты вышли в отдельную категорию права. Земельные отношения были урегулированы и сервитуты стали относиться не только к соседям, но и к кому-либо другому. Обязательное условие о том, что в качестве служащего объекта может выступать только земельный участок, тоже ушло. Для примера рассмотрим следующую ситуацию: умирающий человек оставляет завещание, в котором точно говорится о том, что та или иная вещь переходит в собственность наследника. Однако, в завещании содержится приписка, гласящая, что третье лицо может в любое время воспользоваться данным предметом, однако не имеет на него никаких прав. Таким образом, наследник не имеет права отказывать в просьбе пользования вещью какой-то конкретной личности, а сам предмет «двойного владения» получает название узуфрукт. Сервитут и узуфрукт являются неразрывными понятиями, ведь без самой идеи права «двойного владения» невозможно получить конфликт, связанный с тем или иным предметом.

Виды сервитутов:

1) личные — пользоваться вещью имеет право определенное лицо

2) вещные (предиальные) — сервитутом выступает конкретная определенная вещь, важным условием являлось то что участок который находиться в подчинении непременно должен граничить с участком господствующим что в свою очередь позволяет осуществлять пользование одним участком в интересах другого участка.

Предиальный сервитут, по факту говоря, принадлежал тому или иному лицу лишь временно. В данном случае до тех пор, пока человек, получивший право сервитута, оставался владельцем земельного участка, нуждающегося в услугах узуфрукта. Отсюда один из участков, в интересах пользования которым устанавливался сервитут, назывался господствующим, а другой имел название служащего. В связи с тем, что предиальный сервитут принадлежал лишь земле, то из-за него у несведущих людей возникали разногласия. Например, один человек, живший на земельном участке, и, благодаря сервитутному праву пользовался услугами другого надела, решил продать землю. Сделка состоялась, а через некоторое время проживающий на участке ранее субъект пришёл требовать положенные ему по договору услуги. В этой ситуации ищущий наживы человек не прав, так как вместе с покупкой участка новому владельцу перешло и право пользования теми благами, что даёт предиальный сервитут.

Следует отметить, что установление на ту или иную вещь сервитутного права отнюдь не означает, что владелец вещи не вправе сам пользоваться этим предметом. Для примера рассмотрим ещё одну ситуацию с земельным наделом. Владелец плодородного участка обязан предоставить соседу право пользования пастбищем. Это не означает, что сам владелец не вправе пасти свой скот во время выпаса соседа. Подобное ограничение налагается лишь в том случае, когда одновременное пользование вещью невозможно (участок не вмещает больше голов скота, чем указано в договоре). В римском праве была подобная поговорка — при коллизии сервитута с правом собственности, право собственности уступает сервитуту.

3) узуфрукт — лицо имеет право пользоваться вещью (непотребляемой) и извлекать плоды с учетом того что не будет изменена ее сущность;

Одна из самых значимых особенностей римского права в отношении сервитута заключается в том, что собственник узуфрукта не может предпринимать какие-либо положительные или отрицательные действия в отношении того, кто этой вещью пользуется. То есть собственник обязан допускать использование служащей вещи личностью, у которой есть на это право, однако сам при этом не имеет права мешать, или же, наоборот, помогать при эксплуатации. Если личность, обладающая правами на узуфрукт, настаивала на каких-либо положительных действиях собственника в отношении себя, это приравнивалось к обязательству.

4) узус — лицо имеет право пользоваться вещью (чужой), но не имеет прав позволяющих извлекать плоды;

Основания прекращения сервитута:

1) вещь погибла, испортилась, изменилось ее качество

2) кончина субъекта который владел вещью, истечение срока в 100 лет

3) отказ от владения сервитутом

4) отсутствие использования сервитута в течении 2-х лет

26. Сервитуты: понятие, виды. Способы установления и прекращения сервитутных прав.

Основные положения о сервитутах. Сервитуты — это вещные права, предоставляющие управомоченному субъекту возможность пользоваться чужой вещью либо не дозволять собственнику пользоваться своей вещью в каком-то отношении.

Сервитуты могут устанавливаться в пользу определенного лица, и тогда они называются личными (персональными — servitutes personarum) сервитутами. В лекции подчеркивается, что они устанавливаются пожизненно.

Сервитуты также могут устанавливаться в пользу определенного имения (вещи), так что любой собственник этого имения приобретает вместе с ним и сервитут; такие сервитуты называются вещными или предиальными (реальными — servitutes rerum или iura praediorum).

Для любых сервитутов свойственны следующие характеристики:

а) содержание сервитута не может быть таково, что собственник вещи обязывается что-либо сделать в пользу обладателя сервитута; сервитут состоит в том, что собственник обязывается терпеть определенные акты пользования его вещью или воздерживаться сам от определенных актов пользования своей вещью;

б) никто не может иметь сервитутного права на собственную вещь: собственность поглощает сервитут;

в) сервитут не может быть объектом нового сервитута;

д) сервитут должен предоставлять какую-либо выгоду управомоченному лицу, следовательно, не допускается установление сервитута по каким-то иным мотивам (ради каприза, например).

К личным сервитутам относятся, прежде всего, узуфрукт (usufructus) и юзус (usus). Данное подразделение проводится по объему предоставляемых управомоченному лицу возможностей.

Вещные сервитуты — это более многочисленный род; самым общим образом они подразделяются по месту расположения той недвижимости, в пользу которой устанавливаются, а именно, на городские (servitutes praediorum urbanorum) и сельские (servitutes praediorum rusticorum). В лекции сервитут рассматривается только в отношении земельного участка, может оно и так. Следовательно, для его установления требуется их 2 штуки: господствующий (в пользу которого устанавливается сервитут), и служебный (на котором сервитут устанавливается).

Реальный сервитут суть право ограниченного пользования одним участком земли (иной недвижимостью), улучшающее использование другого участка земли (иной недвижимости).

Реальные сервитуты возникают при таком взаимном расположении двух участков (имений), когда эффективное использование одного, предполагает необходимость вторжения в использование другого; при этом тот участок, который используется, приобретает статус служебного участка (predium serviens), а тот, который получает выгоды от использования первого, — статус господствующего участка (predium dominas).

Общие характеристики реальных сервитутов суть следующие:

а) сервитут должен либо облегчить использование (эксплуатацию) господствующего участка, либо делать это использование более приятным (должно возникнуть praedio utilis);

б) господствующий и служебный участки должны соседствовать (praedia vicina), ибо только при этом обременение одного принесет действительную пользу другому;

в) собственник господствующего участка не может пользоваться своим сервитутом в пользу третьего лица, то есть объем сервитута не может быть больше того, что необходимо господствующему участку;

г) сервитут должен быть используем цивилизованно (civiliter), то есть в соображение должны приниматься интересы собственника служебного участка;

д) выгода, доставляемая служебным участком должна быть постоянной, следовательно не может быть установлен сервитут в отношении случайной пользы;

е) реальные сервитуты есть права неделимые, то есть такие, которые лежат на всем служебном участке и связаны со всем господствующим участком.

Виды реальных сервитутов. Реальные сервитуты делились по разным основания, первоначальное было уже указано: деление по месту расположения господствующего и служебного участков —

а) городские и сельские сервитуты;

б) и те и другие могли подразделяться на положительные и отрицательные; к положительным относились те, которые предоставляли определенные права собственнику господствующего участка; отрицательные те, которые запрещали собственнику служебного участка совершать определенные действия;

в) было деление на непрерывные и периодические сервитуты; при этом учитывалась «интенсивность» приобретаемой в служебном участке пользы: либо это можно было делать беспрерывно (прогонять скот), либо только в определенные периоды времени (черпать воду, добывать камень).

Городские сервитуты не были манципируемыми. Логично, что передавались они путем традиции или мнимого судебного процесса. Вот примерный перечень реальных, положительных, городских сервитутов:

 использовать соседское строение в качестве подпорки для господствующего строения;

Читать еще:  Изучаем законы. Нужно ли отработать 2 недели при увольнении по собственному желанию?

 вколачивать опорный брус в стену здания соседа;

 пользоваться стеной здания соседа (колонной) в качестве опоры для какого-либо конструктивного элемента своего здания;

 перекинуть балкон своего здания (карниз, иные элементы конструкции над соседским участком) и т. п. ;

 к этой же категории относились права испускания (immisiones), такие как право направить сток дождевой воды через соседский участок; пускать дым и пар свыше обыкновенного объема на соседский участок; право провести сток нечистот через него и пр.

К отрицательным городским сервитутам относился, например, запрет совершать такие изменения на служебном участке, которые делали бы менее удобным и/или приятным использование господствующего участка (требование, чтобы сосед не затрагивал своего участка или строил не выше определенного уровня, чтобы сосед не лишал господствующий участок света и вида).

Сельские сервитуты. Сельские сервитуты имеют целью обеспечить или облегчить доступ к господствующему участку, либо сделать пользование им более продуктивным и, тем самым, увеличить его доходность. Сельские сервитуты – манципируемые. Прежде всего, к сельским относились дорожные сервитуты, предусмотренные в XII таблицах: iter (право прохода и проезда верхом), actus (право прогона скота), via (право проезда в любом виде, вместе с правом прохода и прогона скота и провоза любых материалов). Водные сервитуты: право устройства водопровода через служебный участок, право доставать (черпать) воду на соседнем участке, право поить скот на соседнем участке. Были также полевые (право выпаса скота) и лесные (право рубить чужой лес) сервитуты.

Личные сервитуты. Всего их было ограниченное количество: узуфрукт, узус, хабитацио, право пользования чужого раба или животного. Наиболее распространенным личным сервитутом был узуфрукт. Узуфрукт — это принадлежащее определенному лицу право пользования чужой непотребляемой вещью, соединенное с правом извлечения из нее плодов при условии сохранения в целости самой вещи.

Управомоченное лицо носит название узуфруктуарий. Узуфрукт принадлежит только данному лицу, не может быть передан в наследство либо отчужден иным образом. Хотя поздняя практика стала допускать цедирование «осуществления права» узуфруктуария возмездно или безвозмездно, на срок или до прекращения узуфрукта.

Установление сервитута превращало право собственника в голое право (nuda proprietas).

Права узуфруктуария и обязанности узуфруктуария.

Он вправе пользоваться вещью, отстраняя от пользования собственника, а также — вправе пользоваться плодами вещи как для удовлетворения своих потребностей, так и с целью извлечения доходов. Он мог передать право собственности другому лицу, заложить или обременить ее другим сервитутом, но так, чтобы от этого не пострадал узуфрукт. Предметами узуфрукта могли быть вещи, пользование которыми возможно было без потребления или уничтожения их (хотя это правило не всегда выдерживалось). Однако, узуфруктуарий не вправе своим пользованием ухудшать вещь; должен сохранять вещь в исправном состоянии, то есть за свой счет обеспечить ее ремонт, корм (если это раб или животное), несет все подати и повинности, лежащие на вещи (уплата налогов иных периодических платежей). По прекращении узуфрукта обязан вернуть вещь собственнику ее в исправном состоянии. И если окажется, что вещь испорчена или утрачена, узуфруктуарий несет ответственность перед собственником за любую вину (omnia culpa). Узуфруктуарий не может отчуждать своего права. Узуфруктуарий (имеющий право узуфрукта) мог принимать определенные обязанности, установленные формально устными договорами — stipulatio.

Узуфрукт мог принадлежать в идеальных долях нескольким лицам. Могло существовать и пользование одной какой-либо определенной частью, при общей собственности на все ее другие части — partes pro indiviso, ususfructus. Это — единственный сервитут, при котором допускалось такое деление. Как чисто личный сервитут узуфрукт не подлежал ни наследованию, ни отчуждению, однако, осуществление личного пользования (но не права) могло быть отчуждено. Со смертью узуфруктуария ususfructus прекращался и наследники были обязаны собственнику возвратить предмет пользования.

Quasi ususfructus. В начале империи был издан сенатускон-сульт, согласно которому объектом пользования могло являться целое имущество. Он распространялся также и на потребляемые вещи и назывался quasi ususfructus, в отличие от ususfructus в собственном смысле слова.

В этом случае пользователь становился собственником

объектов узуфрукта и должен был под обеспечение (cautio) обещать, что по окончании пользования выплатит твердо установленную в начале стоимость принятого. При соглашении можно было выговорить производство обратной

выдачи не в денежном выражении, а в равном количестве (quantum) однородных вещей. В Институциях упоминаются в качестве объекта quasi ususfructus только деньги, но Гай говорит, что должны быть выданы или деньги или равное quantum вещей, хотя выплату деньгами он считает — commodius — более удобным способом.

Юзус — это вещное право пользоваться вещью без права извлечения плодов. Субъект данного права — узуарий, не вправе пользоваться вещью как источником дохода. Он мог только употреблять плоды для своих личных нужд. Ни передавать своего права другому, ни делить его пользователю не разрешалось. Пользователь мог допускать своим близких к совместному пользованию, а также принимать в дом третьих лиц или нанимателей.

Usus мог принадлежать нескольким лицам, но не был делим. Обязанности пользователя также обеспечивались путем cautio. Подобно узуфруктуарию, пользователь должен был осуществлять свое право, как полагается boniviri arbitratu, и возвратить вещь собственнику в надлежащем виде.

Кроме узфрукта и юзуса существовало еще два личных сервитута: вещное право проживания в чужом доме (habitatio) и вещное право на пользование трудом чужого раба и животным (jperae servorum).

Habitatio. Habitatio было правом пожизненно обитать в чужом доме или в его части. Управомоченный мог жить в нем сам или отдавать внаймы. Юристы-классики спорили, являлось ли подобное право узуфруктом, узусом или чем-то самостоятельным. В праве Юстиниана оно считалось самостоятельным правом, и управомоченному свободно разрешалось сдавать его внаймы, что у классиков возбуждало споры. Безвозмездная уступка другому этого права была недопустима.

Operae servonun vel animalium. Так называлось пожизненное право на пользование чужими рабами или животными. Управомоченный мог или сам пользоваться этими объектами или отдавать внаймы. Возможность безвозмездной передачи этого права не выяснена.

Существовали еще другие личные сервитуты, направленные на единоличное пользование, например, пашней или дорогой. Частично пытались отнести их к плодопользованию или простому пользованию. Однако возник интерес отделить ограниченные личные сервитута от узуфрукта и узуса, прежде всего потому, что путем такого отделения устранялось прекращение их вследствие capitis deminutio или поп usus

Установление и прекращение. В древности, по квиритскому праву, сервитуты могли устанавливаться только посредством манципации либо в форме уступки по суду. В последующем обычным основанием установления реальных и личных сервитутов стали договор или распоряжение на случай смерти. В юстиниановский период для этого достаточно было простого неформального соглашения, к тому же допускавшего как открытое выражение воли, так и молчаливое выражения согласия. Помимо этого, сервитуты могли устанавливаться посредством судебного решения, по истечении срока приобретательной давности 2 года (закон Скебония прекратил этот срок), в силу указания закона (на этом основании возникал лишь узуфрукт). Взаимодействие столичного и провинциального эдиктов и давление практических потребностей приводили к распространению несложных провинциальных способов установления сервитутов и на италийские земли. Перегрины могли устанавливать сервитуты в интересах своих участков лишь способами,признанными в ius gentium.

Прекращалися сервитуты: в силу уничтожения служебной вещи или ввиду изъятия ее из оборота (в частности, отчуждение ее в пользу казны); в силу истечения срока, на который устанавливался сервитут или наступления резолютивного (отменительного) условия, под которым он устанавливался; посредством соединения у одного лица сервитутного права и права собственности на вещь; посредством отречения управомоченного лица от принадлежащего ему сервитутного права.

Личные сервитуты, помимо сказанного, прекращались смертью управомоченного лица или ввиду неосуществления сервитутного права в течение определенного срока (10 лет между присутствующими, 20 лет между отсутствующими). Личные сервитуты погашались в силу неиспользования — поп usus — в течение двух лет при недвижимостях и одного года при движимых вещах?? Личные сервитуты прекращались в случаях существенных перемен в характере их объекта, изменявшего свою способность к личному использованию, например, при гибели здания от огня. Такое же влияние оказывала смерть управомоченного или умаление его правоспособности — capitis deminutio — всех степеней. В праве Юстиниана такое действие производили только высшее и среднее умаление правоспособности.

Предиальные сервитуты сельского типа погашались при двухлетнем непользовании. Городские сервитуты для погашения требовали, чтобы собственник обремененного сервитутом участка создал такое состояние последнего, которое противоречило бы сервитуту, и поддерживал это состояние в течение двух лет. Это означало, что собственник обремененного участка, не взирая на права соседа, совершению свободно распоряжался своим участком и освобождался по давности от сервитута — usucapio libertatis (D. 8. 2. 17). Основанием такого различия в понимании непользования было то, что осуществление городских сервитутов всегда зависело от состояния построек на господствующем или служащем участке. Было бы нецелесообразным сохранять сервитут, если управомоченное лицо в течение продолжительного срока пренебрегало пользованием выгодами соседнего строения. (3) Сервитуты прекращались в случаях, когда собственник служащего участка приобретал собственность на господствующий участок в силу слияния обоих прав: nemini (nulli) res sua servit. При личных сервитутах слияние собственности и пожизненного пользования в лице уполномоченного приводило к тем же результатам и по тому же основанию.

Понятие и виды сервитутных прав по римскому гражданскому праву.

Появление сервитутов было связано с появлением частной собственности на землю. Существовали, например, земельные участки, не имеющие водных источников или выхода к общей дороге. В этом случае возникала необходимость закрепить за собственниками таких «ущербных» участков право пользоваться водой из источников на соседних участках, проходить через соседние участки для выхода на общую дорогу. Так возникла потребность пользо ваться чужой землей, или сервитута (servitutes).

Сервитут (от servitus — рабство вещи, служение ее) представляет собой право пользоваться чужим имуществом в том или ином отношении. Собственник участка, на котором есть вода, ограничивался в правах, а сам земельный участок служил для пользы участка, не имеющего водного источника. Право собственника пользоваться водой с соседнего участка является сервитутным правом.

Следует отличать сервитутное право от обязательственного. Обязательственное право носило личный характер, его предметом являлись действия определенных лиц. Например, собственник, не имеющий на земельном участке водного источника, заключал договор о праве пользования водой с соб ственником другого земельного участка. Однако стоило соб ственнику участка с источником воды продать свою землю, второй собственник уже не имел возможности пользоваться водой, как прежде. Он должен был снова заключить договор о праве пользования водой, но уже с новым соб ственником земельного участка.

В сервитутном праве предметом являлись не действия определенных лиц, а сама вещь. Сервитут — это обременение вещи. Поэтому субъект сервитутного права сохранял свои права пользования вещью в том или ином отношении независимо от смены собственника этой вещи. В нашем примере смена собственника земельного участка не прекращала действия сервитутного права.

Личные сервитуты. Личными сервитутами считались пожизненные права пользования чужой вещью. Основными видами личных сервитутов были: ususfructus, usus, habitatio, operae servorum vel animalium.

Узуфрукт (ususfructus) определялся как право пользования чужой вещью и ее плодами с сохранением в целости сущности вещи. Предметом узуфрукта могла быть как движимая, так и недвижимая вещь (например, сад, пруд). Право пользования вещью устанавливалось либо пожизненно, либо на определенный срок.

Читать еще:  Обязательно ли страхование жизни и здоровья в Сбербанке при ипотеке?

Узуфруктуарий имел право пользоваться вещью и извлекать плоды из нее. Право собственности на плоды у него возникало с момента сбора. Допускалась передача узуфруктуарием предмета узуфрукта третьим лицам в пользование по договору поднайма. В этом случае он оставался ответ ственным перед собственником за целостность вещи и правильность пользования ею.

Узуфруктуарий обязан был возмещать все затраты на вещь, в том числе выплачивать подати и другие платежи; бережно относиться к вещи; возмещать ущерб собственнику, если по его вине или вине поднанимателя вещь приходила в негодное состояние либо собственник терпел ущерб ввиду пре вышения им своих прав.

Узуфрукт нельзя было отчуждать и передавать по наслед ству. Со смертью узуфруктуария он прекращался, и вещь переходила собственнику.

Собственник вещи мог продать предмет узуфрукта, заложить вещь, обре менить ее другим сервитутом, но при этом не должны были ущемляться права узуфруктуария.

В отличие от других сервитутов узуфрукт был делим и мог принадлежать в долях нескольким лицам.

Quasi ususfructus. В начале империи был издан сенатусконсульт, согласно которому объектом пользования могло являться целое имущество (D. 7. 5. 1). Он распространялся также и на потребляемые вещи и назывался quasi ususfructus, в отличие от ususfructus в собственном смысле слова. В этом случае пользователь становился собственником объектов узуфрукта и должен был под обеспечение (cautio) обещать, что по окончании пользования выплатит твердо установленную вначале стоимость принятого. При соглашении можно было выговорить производство обратной выдачи не в денежном выражении, а в равном количестве (quantum) однородных вещей (D. 7. 5; I. 2. 4. 2). В Институциях упоминаются в качестве объекта quasi ususfructus только деньги, но Гай говорит, что должны быть выданы или деньги, или равное количество вещей, хотя выплату деньгами он считает (commodius) более удобным способом.

Узус (usus) представлял собой право пользования чужой вещью, но без права на плоды вещи. Как правило, узус предоставлялся лицу пожизненно. Пользоваться предметом узуса могли близкие родственники узуария (например, проживать с ним в доме). Однако он не мог передать свое право посторонним лицам, равно как и делить его с кем-либо. Узус был неделим.

Что касается плодов, то узуарий мог пользоваться ими в объеме собственных потребностей (личных и потребностей членов семьи, пользующихся совместно с ним предметом узуса).

Пользователь узуса нес расходы по содержанию вещи: выплачивал повинности, налоги, но в меньшем размере, нежели узуфруктуарий. Во всем остальном обязанности пользователя совпадали с обязанностями узуфруктуария.

Узус мог принадлежать нескольким лицам, но не был делим. Обязанности пользователя также обеспечивались путем документа, подтверждающего факт стипуляции. Подобно узуфруктуарию, пользователь должен был осуществлять свое право, как полагается boni viri arbitratu, и возвратить вещь собственнику в надлежащем виде.

Право проживания в чужом доме или в его части (habitatio) предоставлялось по завещанию. Например, наследователь передавал жилое помещение наследникам и предоставлял право проживать в нем далекому родственнику. Юристы-классики спорили, являлось ли подобное право узуфруктом, узусом или чем-то самостоятельным (C. 3. 33. 13). В праве Юстиниана оно считалось самостоятельным правом, и управомоченному свободно разрешалось сдавать его внаймы, что у классиков вызывало споры. Безвозмездная уступка другому этого права была недопустима (D. 7. 8. 10. pr.; C. 3. 33. 13).

Пожизненное право на пользование чужими рабами или животными (operae servorum vel animalium) — это личный сервитут, который был предметом спора римских юристов. Это право подчинялось тем же правилам, что и право проживания в чужом доме. Разрешалось пользоваться трудом раба (животного) для себя или сдавать его в аренду за плату. Возможность безвозмездной передачи этого права является спорной.

Вещные сервитуты. Вещные сервитуты (servitus rerum или servitus praediorum) относи лись к земле и поэтому назывались земельными. В отличие от личных сервитутов устанавливались не в пользу определенного лица, а в пользу определенной вещи. Эти вещные права предоставлялись лицу, являющемуся собственником другого участка, на использование чужой земли. Вещные сервитуты были постоянными и существовали независимо от смены пользователей:

а) сельские земельные сервитуты (servitutes praediorum rusticorum) устанавливались для использования «служебного» сельского имущества, на которое и дан сервитут, в пользу и для улучшения «господствующе го» имущества. Сельские сервитуты — одни из самых ранних в рим ском праве. Все они делились на следующие категории:

дорожные сервитуты состояли в праве проходить (проезжать) через участок. К ним относились:

— право проходить пешком через служебный участок (iter);

— право проезжать на коне через служебный участок (actus);

— право проезжать на телеге с поклажей (via);

водные сервитуты состояли в праве пользоваться водой с участка или проводить воду через этот участок с целью орошения (aquaeductus):

— право черпания воды на чужом участке (aquae haustus);

— право выгона скота на водопой на чу жой участок или через него (pecoris ad aquam appulsus);

прочие права стали получать признание постепенно, на фоне двух предыдущих категорий:

— право добывать песок с чужого участка (servitus harenaefodindae);

— право варить известь на чужом участке (servitus calcus coquendae);

— право добывать глину на чужом участке (servitus cretae eximendae);

— пра во хранить плоды на чужом участке (servitus ut fructus in vicini villa cogantur coactique habeatur);

— право пасти скот на чужом участке (servitus pescendi);

— право вывозить камень и руду с чужого участка (coquendae servitus ut in tuum lapides provolvantur ibiqueposite habeantur ineque exportentur);

— право собирать лозу с чужого участка и др. (servitus pedamenta ad vineam ex vicini praedio sumere);

б) городские земельные сервитуты (servitutes praediorum urbanorum) устанавливались для использования «служебного» городского участка в пользу и для улучшения «господ ствующего» имущества. Городские сервитуты подразделялись на следующие категории:

право на стены (опоры) (iura parietum) заключалось в том, что собственник господствующего участка наделялся правом возвести строение на своем участке, опираясь на стену соседского дома:

— право опирать балку на стену чужого здания (servitutes tigni immitendi);

— право опирать собственную стену на сте ну чужого здания (servitutis oneris ferendi);

право на пространство сформировалось из права на стены (часто не выделяется в отдельную категорию):

— право делать выступ, нависающий над чужим участком (servitutis proiciendi);

— право возводить крышу, вторгаясь в воздушное пространство соседа (servitus protegendi);

право на стоки (iura stillicidorium) состояло в праве собственника господствующего участка обеспечивать сток воды с собственного участка через служебный участок:

— право проведения нечистот (servitus cloacae immit tendae);

— право отвода дождевой воды (servitus stillicidii);

— право спуска лишней воды (servitus fluminis);

право на окна (вид) (iura luminutn) ограничивало собственника служебного участка в строительстве зданий, которые портят вид или ухудшают освещенность дома на господствующем участке:

— право на то, чтобы соседнее здание было определенной высоты (servitus altius поп tollendi);

— право на то, чтобы на участке напротив не было произведено таких работ, в результате которых будет заслонен свет (servitus ne luminibus qfficiatur);

— право на то, чтобы на участке напротив не было произведено таких работ, в результате которых будет закрыт обзор из здания (servitus ne prospectui qfficiatur).

Возникновение сервитутов. Сервитуты могли возникнуть путем юридических сделок, по давности, в силу предписания закона, посредством судебного решения.

Приобретение путем юридических сделок. По нормам цивильного права все сервитуты устанавливались путем уступки права в ходе процесса, а сельские сервитуты, кроме того, — путем манципации. Собственник земельного участка при отчуждении земли мог приобрести для себя сервитут на отчуждаемую землю путем дополнительного соглашения к договору купли-продажи.

В период империи сервитуты устанавливались уже путем традиции, т. е. передачи владения сервитутом. Сервитуты на провинциальные земли устанавливались путем простого соглашения с применением стипуляции.

Право Юстиниана отменило древние формальные способы установления сервитутного права и оставило лишь преторские способы: путем традиции и простого соглашения сторон.

Приобретать земельные сервитуты мог только собственник, эмфитевт или суперфициарий, а личные — любое физическое лицо. Допускалось установление земельных сервитутов сообща с собственниками.

Приобретение по давности. До середины II в. до н. э. сельские сервитуты приобретались по давности (в течение двух лет). В 149 г. до н. э. законом Скрибония был отменен этот способ приобретения. Однако в период империи преторским эдиктом вновь стало признаваться давностное (10– и 20-летнее) владение сервитутом.

Приобретение в силу предписания закона могло иметь место, например, при разводе супругов. Известно, что семейное право налагало на супруга, создавшего своим поведением основание для развода, штраф. Этот штраф при отсутствии детей поступал невиновному супругу. В случае наличия у супругов детей последние получали собственность на имущество, удержанное в виде штрафа, а невиновный супруг — узуфрукт на имущество.

Установление в силу судебного решения могло иметь, например, место при разделе общей собственности. Предоставив одному из лиц больший по размеру земельный участок, суд обременял его сервитутом в пользу собственника меньшего участка. В другом примере судья мог обязать собственника земельного участка предоставить другому лицу за плату право прохода к месту погребения родных.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

РИМСКОЕ ПРАВО

Помимо впол­не естественных прав лица на свои вещи и вытекающих из них правомочий, римское право допускало существование и прав на чужие вещи — разумеется, не в том объеме, какой предполагался для собственника или юридического владельца. Важнейшая совокупность возможных прав на чужие вещи объединялась под наименованием сервитутов.

Сервитут ( servitus ) заключался в обязанности оказывать сво­ей вещью определенную услугу другому лицу или любым третьим лицам: «Сущность сервитута в том, что кто-то что-то терпит или чего-то не делает». Традиционное основание сервитутов находилось в праве со­седства, когда нормальное хозяйственное использование двух или не­скольких соседствующих земельных участков, строений и т.п. нужда­лось в ряде взаимных уступок и ограничений в пользу друг друга или же в пользу вообще сограждан, а абсолютизация прав собственности приводила бы к несомненным общественным и хозяйственным невы­годам. Так возникли земельные сервитуты, связанные с земельной соб­ственностью. Позднее получили распространение другие «услужности» при помощи своих вещей: выяснилось, что определенным образом ограниченное использование вещи может представлять самостоятель­ную ценность для других лиц, — так сформировались сервитуты лич­ные. Это историческое деление и заложило основы правовой класси­фикации сервитутов.

Вещные, или земельные, сервитуты ( s . praediorum ) подразделя­лись на сельские и городские. Их назначение состояло в том, чтобы вос­полнить недостающие блага, делающие нормальное использование со­седних участков или строений возможным. Сельские сервитута предус­матривали обязанность собственников терпеть, когда другие лица ходят через их участки к хозяйственно необходимым местам или вещам ( iter ), когда через твой участок могут гнать скот к пастбищу или водопою, в том числе подразумевая и право хождения и провода скота, повозок ( actus ), когда твой участок используется другими для всех вышеописанных действий ( via ), когда через поверхность твоего участка проводят воду для другого ( aquaeductus ). В послеклассическую эпоху сложились и другие виды сельских сервитутов: право черпать воду на чужом учас­тке, право отводить воду на территорию чужого владения, право брать глину с участка другого, пасти скот на лугах, вошедших в состав друго­го владения, но ранее используемых для этой цели, и т.д. Городские сер­витуты также предусматривали ограничения в целях общего хозяйствен­ного использования и взаимных выгод: право слива воды, проведения канализации через участок соседа, обязанность не загораживать соседу вида из окна, терпеть, если стена соседнего дома будет опираться на твое строение, и т.д. Ограничения собственник обязан был терпеть в пользу любых лиц, которые бы стали пользоваться выгодами, вытекающими из сервитутного права, поэтому земельные сервитуты носили всеобщий, абстрактный характер.

Читать еще:  Новый образец заполнения заявления для получения вида на жительство в РФ: подробно об оформлении ВНЖ

Личные сервитуты ( s . personarum ) имели в виду ограничение пра­ва собственности в пользу конкретного лица, которому тем самым предо­ставлялись некоторые права в отношении твоей вещи. Важнейшими ви­дами личных сервитутов были узуфрукт, пользование и проживание.

Узуфрукт , или право пользования плодами и доходами ( usufructus ), Заключался в предоставлении другому права использования плодов и доходов от твоей непотребляемой вещи, т.е. такой, какая сохраняла свою субстанцию в целости (фруктами из сада, молоком от коровы и т.п.). Получивший право узуфрукта обязывался к тому, чтобы сохранять вещь в надлежащем качестве, не изменять ее сущности, производить необ­ходимые улучшения, связанные с использованием плодов и доходов. Специфическим видом узуфрукта было право пользования чужими деньгами, что требовало определенных гарантий. Узуфрукт предостав­лялся пожизненно конкретному лицу, и в классическом праве не при­знавалось, что узуфрукт можно передавать по наследству. Однако смерть собственника, передача права собственности на вещь в целом не сни­мала обязанности нового обладателя терпеть узуфруктные права дру­гих лиц, которые имели в своем распоряжении специальные средства исковой защиты. Пользование, или узус ( usus ), заключался в праве брать овощи с чужого огорода, в праве жить в чужом доме самому, использо­вать чужое животное или раба (слугу) для собственных нужд. Пользовавшийся узусом должен был соблюдать те же требования, что пред­полагались и для узуфрукта, но, кроме того, не имел права использовать предметы узуса иначе, как для своих нужд (т.е., например, нельзя брать овощи не для себя, но для продажи, слугу — для отдачи его в работу на сторону и т.п.). Наконец, право проживания ( habitatio ) предполага­ло обязанность подлинного собственника жилого дома терпеть прожи­вание в нем других лиц, которые в том числе могли и сдавать дом для у проживания другим.

Основаниями для установления сервитутов были: а) судебный приговор, которым определялась хозяйственная необходимость или «право справедливости» других лиц на использование твоей собствен­ности, б) частный договор двух лиц, один из которых был собственник, а другой — пользователь узуфрукта (только для личных сервитутов), в) получение по наследству, в т.ч. в качестве легата. Сельские сервитуты основывались, как правило, на традиционном взаимном использовании, а попытки прекратить сервитутное использование пресекались уже по суду. Прекращались сервитуты: а) гибелью вещи— физической или юридической (т.е. выходом ее из гражданского оборота); б) смертью лица, которому предоставлялся личный сервитут; в) истечением срока, на который он устанавливался; г) изменением сущности вещи; д) слиянием в одном лице собственника и пользователя личного сервитута («Никто не может иметь права сервитута на свои вещи» — т.е. когда вещь, прежде бывшая в твоем сервитутом праве, становилась еще и собственной вполне); е) неиспользованием сервитута в течение двух лет, т.е. по давности. Сервитута имели строго конкретное правовое выра­жение. Для того, чтобы установить качественно новый по своему со­держанию сервитут, требовалось истечение определенного давностного срока, определяемого «обычаями и нравами» местности.

Содержание и виды сервитута

Виды прав на чужие вещи В древности, в условиях относи­тельно незначительной территории Рима с его гражданскими, латинскими и перегринскими общинами, государственной соб­ственности на землю, множеством небольших соседских вла­дельческих участков, актуальным было предоставление возмож­ности пользования общими благами всем правомочным лицам.

право различалось между собой как «право пользования» и «право распоряжения» чужой вещью.

Право на чужие вещи берет свое начало с сервитутов. Исто­рически первыми из них были сервитуты предиальные, т.е. сель­ские. Географическое расположение Рима, среди холмов, привело к возникновению прежде всего водных и дорожных сервитутов, которые и нашли отражение в Законах XII таблиц: право прохо­да и проезда верхом (iter); право прогона скота и проезда в лег­ких повозках (actus); право пользоваться вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов (via); право провести воду через чужую землю (aquaeductus). Несколько позже появилось право черпания воды из водоема, находящегося на чужом участке (aqu­aehaustus).

Таким образом, ограниченные вещные права на чужие вещи состояли из двух правовых блоков:

• вещные права пользования чужой вещью, которые были пред­ставлены различными сервитутами, а также эмфитевзисом и суперфицием;

• вещные права распоряжения чужой вещью в виде залога и его разновидностей — фидуции, пигнуса и ипотеки.

Понятие и значение сервитутов В римском праве сервитут (servitus, рабство вещи, служение вещи, подчиненность) — это временное право пользования чужой вещью или обязанность оказывать своей вещью определенную услугу другому лицу или любым третьим лицам («Сущность сервитута в том, что кто-то что-то терпит или чего-то не делает»).

В Законах XII таблиц нашли свое отражение наиболее важ­ные из прав из них: прогон скота к водопою, провод воды через участок соседа, проход, проезд к публичной дороге и др. «Сер­витуты ограничивали право собственности или владения в поль­зу другого или других лиц, выражали взаимопомощь, коллекти­вистские начала в праве» (А.И. Косарев).

В целом следует отметить важнейшее социальное назначение сервитута, к основным функциям которого можно отнести:

• экономическую — заключается в вовлечении в хозяйствен­ную деятельность одного лица имущества другого в той части, насколько это невозможно обеспечить за счет соб­ственных ресурсов участника экономического процесса;

• политическую — обеспечивает контроль за разными соци­альными группами и поддержание общественного согласия;

• экологическую — выражается в стремлении к рациональному использованию ограниченных природных ресурсов и созда­нию условий для благоприятного существования человека.

Как отмечает А.Ю. Маракулин, сервитуты вообще «позволя­ют наиболее полно учесть интересы взаимодействующих субъек­тов. Не случайно синонимом сервитутного права является тер­мин «соседское право». Общество выступает не как конгломерат абсолютно независимых субъектов, а как система сложных свя­зей, без которых существование отдельных индивидуумов было бы просто невозможным.

Виды сервитутов Сервитуты были самыми различными, но строго делились на два крупных вида: реальные или предиальные (сель­ские и городские) и личные (узуфрукт, узус, хабетацио).

Реальные сервитуты так назывались, потому что бессрочное право пользования чужой вещью было непосредственно связано именно с вещью, оно было «привязано» к ней, и это право мог­ло быть передано любому лицу, пока вещь существовала.

Самым древнейшим из реальных сервитутов был предиальный, или земельный, сервитут (praedium serviens), который представ­лял собой ограниченное право пользования чужой вещью в виде сельского или городского земельного участка в целях его улуч­шения. Это право было навсегда связано с этим участком и мог­ло быть передано кому-либо только с ним.

Земельные сервитуты делились на сельский (servitutes praediorum rusticorum) и городской (servitutes praediorum urbanorum) его виды.

К числу таких типичных предиальных сервитутов относились:

• право хождения (прогулки) других лиц через участок;

• право проезда и прогона скота;

• пользование другими людьми колодцем на чужом участке, а также возможность поить скот из чужого источника и пас­ти его на чужом участке;

• право прокладки своего трубопровода через чужой участок;

• запрещение возведения строений выше определенной высоты;

• право сооружения своего балкона над чужим участком;

• право отвода воды через соседний участок (через крышу его дома или двор);

• право на хороший вид из окна, запрещение ограничения просмотра (servitutes ne prospectui officiatur);

• право на свет и обязанность ограничения затенения (обязан­ность необходимость подрезания деревьев на высоте 15 фу­тов, чтобы они не затеняли соседний участок) (servitutes altius non tollend, serviitutes ne luminibus officiat or);

• право опереться на соседнюю постройку;

• сооружения коптильни рядом с двором соседа;

• право выдвигать балкон или крышу на его участок;

• право собирать желуди, падающие с соседнего участка, дрова в своем лесу, брать глину, песок на чужом участке и т.д.

Характерными общими особенностями предиальных сервиту­тов была их бессрочность и неделимость, безвозмездность и пас­сивность собственника участка, который был лишен правомочий по какому то ни было влиянию на положительно проявляющего себя титулятора сервитутного права.

Личные сервитуты (servitutes personarum) возникли гораздо позже реальных и состояли в том, что собственник вещи огра­ничивался в пользу конкретно определенного лица, которому предоставлялись некоторые по наследству не передаваемые пра­ва в отношении данной вещи. Прекращался личный сервитут гибелью участка или кончиной его пользователя.

К личным сервитутам относились узуфрукт, узус, хабитация и право пользования чужими рабами или животными.

Узуфрукт (usufructus) — предоставление другому права по­жизненного или срочного (но не наследственного) пользования плодами и доходами от чужой непотребляемой вещи, т.е. такой, которая сохраняла бы свою субстанцию в целости (фруктами из сада, молоком от коровы и т.п.). Причем плодами можно поль­зоваться как угодно, потреблять их самому либо продавать.

Однако владелец узуфрукта, имея возможность даже сдать его в аренду, не мог поменять его сущность, т.е. перенаправить его хозяйственное назначение и тем более ухудшить его. Поэтому даже какие-либо улучшения следовало проводить, памятуя о необ­ходимости сохранения содержанием узуфрукта. Известный юрист Павел сказал по этому поводу: «Узуфрукт есть право пользова­ния чужими вещами и извлекать из них плоды с сохранением в целостности субстанции вещи». И, конечно же, им нельзя было распорядиться.

Устанавливаемые договором условия содержания узуфрукта предусматривали прекращение этого права в случае ухудшения вещи держателем, серьезного ее изменения. При этом виновный в таких последствиях узуфруктуарий не только терял свое право, но и был обязан компенсировать понесенный собственнником ущерб. Безвиновность вела только к прекращению права.

Узус (usus, пользование) являлся правом пользования вещью только для личного потребления без права извлечения плодов, т.е. использование вещей только для своих личных нужд, но не

для продажи. Например, законный сбор урожая с поля, сада или огорода, принадлежащего другому лицу.

Любопытно, что узус также известен и как одна из древней­ших форм заключения брака. Суть его в этом случае заключа­лась в совокупности ограниченных прав мужа на свою жену, которая находилась в собственности своего отца.

По своему содержанию и направленности к узус чрезвычай­но близок такой личный сервитут, как хабитацио (habitatio) — наследственное право проживания в чужом доме, которое пред­полагало обязанность подлинного собственника этого жилого дома терпеть проживание в нем других лиц. По праву хабитацио его владелец мог даже сдать его внаем.

Право пользования чужими рабами или животными для своих нужд (operae servorum vel animalium) также являлось наследст­венным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector