Что входит в список объектов недвижимости, по которым налог на имущество рассчитывается по кадастровой стоимости?

Правительство Москвы составило перечень «кадастровой» недвижимости на 2018 год

Для Москвы утвержден перечень объектов коммерческой недвижимости на 2018 год, по которым налог на имущество организаций рассчитывается от кадастровой стоимости. Об этом сообщает департамент экономической политики и развития города Москвы.

В новый перечень вошло около 25 тысяч объектов общей площадью почти 90 миллионов «квадратов». Это на 4% больше, чем в предыдущем налоговом периоде. Это связано с работой, направленной на справедливое распределение налоговой нагрузки.

«Город, таким образом, продолжает работу, направленную на справедливое распределение налоговой нагрузки — в зависимости от реальной стоимости имущества, создает равные условия налогообложения для схожих объектов торговой и офисной недвижимости», — отметил Министр Правительства Москвы, глава Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов.

Он напомнил, что в столице создана сбалансированная система льгот для включенных в перечень торгово-офисных объектов, которые относятся к социально значимым либо производственным сферам деятельности.

В 2016 году для трех тысяч объектов недвижимости сумма налоговых льгот составила около трех миллиардов рублей.

Информацию о порядке налогообложения, ставках, льготах по налогу на имущество от кадастровой стоимости, действиях в случае несогласия с включением объекта недвижимости в перечень налогоплательщики могут получить на странице Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Включен ли ваш объект в утвержденный перечень объектов недвижимости?

Это можно узнать с помощью сервиса для поиска объектов недвижимого имущества, по которым налог на имущество исчисляется от кадастровой стоимости.

Данный сервис предназначен для поиска объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости.

В случае если Вам принадлежит нежилое помещение в нежилом здании, то в Перечне необходимо осуществлять поиск здания, в котором расположено данное помещение.
В настоящее время в данном сервисе содержатся утвержденные Перечни на 2014 – 2018 гг.

Ознакомиться с критериями, по которым объекты недвижимости включаются в Перечень, порядком налогообложения, ставками, льготами по налогу на имущество от кадастровой стоимости можно на официальном сайте Мэра Москвы.

1. Как пользоваться сервисом?

Поиск в Перечне осуществляется по кадастровому номеру или по адресу объекта недвижимости. Обращаем внимание, что поиск по кадастровому номеру более точен, в то время как поиск по адресу может не дать корректного результата в связи с индивидуальными особенностями написания адреса объекта (например, использование буквы «е» или «ё» в названии улицы).

Кадастровый номер объекта можно увидеть в свидетельстве о праве собственности на объект, выписке из ЕГРН, кадастровом паспорте на объект, на сайте Росреестра

Результаты поиска носят исключительно информационный характер, не являются доказательством наличия или отсутствия объекта недвижимого имущества в Перечне соответствующего года и не могут служить основанием для расчета налога.

В результатах поиска указывается также информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем Ваше внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно. Более подробную информацию о критериях включения объекта в Перечень можно найти в пунктах 2 и 3 раздела «Часто задаваемые вопросы».

Официальную информацию о наличии или отсутствии объекта недвижимого имущества в перечне соответствующего года Вы найдете в постановлениях Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. № 772-ПП (действует в 2014 году) и от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП (вступил в силу с 1 января 2015 года), в 2016 году – в редакции от 26 ноября 2015 г. № 786-ПП, в 2017 году — от 29 ноября 2016 г. № 789-ПП, в 2018 году — от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП.

2. Какие объекты включены в Перечень на 2018 год?

В Перечень на 2018 год включены объекты, соответствующие следующим условиям:

  • Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования, включающим размещение торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания;
  • Нежилое здание (площадью свыше 1 тыс.м 2 ) либо нежилое помещение в жилом доме (если совокупная площадь нежилых помещений превышает 3 тыс.м 2 )фактически используется не менее чем на 20% общей площади для торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости;
  • Нежилое здание либо нежилое помещение, расположенное на пешеходных зонах (список таких зон см. здесь), фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости, либо имеет соответствующее назначение в документах технического учета.

Ознакомиться с критериями включения объектов недвижимого имущества в Перечни на 2014-2018 год можно здесь.

3. Как определить, по какому критерию объект был включен в Перечень?

  • В результатах поиска объекта недвижимости в сервисе указывается информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно.
  • Проверить, проводилось ли обследование Госинспекцией по недвижимости (здесь).

Если обследование не проводилось, значит, объект недвижимости включен в Перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка (либо документов технического учета для объектов, расположенных на пешеходных зонах, подробнее о критериях см. Вопрос № 2).

  • Обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы за разъяснениями, по каким критериям Ваш объект недвижимости был включен в Перечень, а также узнать о порядке его налогообложения и возможных льготах (подробнее).
  • Ознакомиться с порядком налогообложения Вашего объекта недвижимости налогом на имущество, уплачиваемым от кадастровой стоимости, можно здесь.

    4. Что делать, если Вы не согласны с включением объекта недвижимости в Перечень?

    1. Определить, по какому критерию объект был включен в Перечень (см. вопрос № 3).
    2. В случае если здание было включено в Перечень, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение торговли, офисов, бытового обслуживания или общественного питания, но данный участок фактически не используется под заявленные цели, Вы можете:
      • обратиться в Департамент городского имущества города Москвыв ближайшее время для исключения указанных видов размещения из вида разрешенного использования земельного участка и внесения данных изменений Росреестром в ЕГРН до 31 декабря 2017 года (подробнее), либо
      • если изменение вида разрешенного использования нецелесообразно, либо не было произведено до 31 декабря 2017 года, но при этом объект недвижимости фактически используется для вышеуказанных видов деятельности менее чем на 20% площади, обратиться до 30 апреля 2018 года в Госинспекцию по недвижимости для составления акта обследования до 30 июня 2018 года. Это позволит снизить налог в 4 раза, заявив соответствующую льготу (см. вопрос № 5, льгота № 1).
    3. В случае если объект недвижимости был включен в Перечень по акту Госинспекции, как фактически использующийся не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания, Вы можете:
      • в случае если акт был составлен в 2017 году и Вы с ним не согласны – обратиться в Департамент до 31 марта 2018 года для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией повторного акта, подтверждающего отсутствия данных видов использования объекта (подробнее);
      • в случае если с даты составления акта фактическое использование объекта изменилось и сейчас он используется для вышеуказанных видов деятельности менее, чем на 20% общей площади – обратиться в Департамент для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией по недвижимости акта, подтверждающего отсутствие данных видов использования объекта до 31 декабря 2017 года (подробнее).

    Если объект недвижимости включен в Перечень одновременно по нескольким критериям и Вы с ними не согласны, то необходимо осуществить действия, описанные выше в подпунктах 2 и 3.

    5. Какими льготами я могу воспользоваться в отношении объектов, включенных в Перечень?

    Федеральные налоговые льготы предусмотрены в главе 30 Налогового кодекса РФ.

    Основные региональные льготы:

      Снижение налога в 4 раза — для объектов, фактически используемых для торгово-офисных целей менее чем на 20% общей площади, но включенных в Перечень, поскольку они расположены на земельных участках с видом разрешённого использования для размещения офисных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания (ч. 2.3 ст. 4.1 Закона № 64).

    Внимание! Для применения данной льготы в 2018 году необходимо в период с 1 января 2017 года до 30 июня 2018 года получить акт обследования Госинспекции по недвижимости, подтверждающий, что объект недвижимости используется для размещения офисных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания менее чем на 20% общей площади.

    Снижение налога в 4 раза для заводоуправлений (офисных зданий, используемых для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность) (ч. 2.1 ст. 4.1 Закона № 64);

    Внимание! Для применения данной льготы в 2018 году необходимо в период с 1 января 2017 года до 30 июня 2018 года получить два акта обследования Госинспекции по недвижимости: акт, подтверждающий использование офисного здания под заводоуправление, и акт, подтверждающий наличие производства на земельном участке заводоуправления или смежном земельном участке.

  • Снижение налога в 4 раза для образовательных, медицинских и научных организаций в отношение помещений, расположенных в торговых и бизнес-центрах, используемых для образовательной, медицинской и научной деятельности (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льгота для субъектов малого предпринимательства — уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость 300 м 2 площади объекта для субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льгота для гостиниц — уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость увеличенной вдвое минимальной площади номерного фонда гостиницы (ч. 2.2 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льготы для инвестиционных приоритетных проектов города Москвы:
    • промышленных комплексов — уплата 50% суммы исчисленного налога в отношении недвижимого имущества промышленных комплексов (ч. 1.4 ст. 4 Закона № 64);
    • технопарков и индустриальных парков — полное освобождение от уплаты налога в отношении недвижимого имущества технопарка или индустриального парка (п. 27 ч. 1 ст. 4 Закона № 64).
    Читать еще:  Секреты составления договора купли-продажи доли в квартире. Основные нюансы при оформлении сделок
  • Более подробно с условиями применения вышеуказанных льгот, а также с др. льготами можно ознакомиться здесь.

    Что входит в список объектов недвижимости, по которым налог на имущество рассчитывается по кадастровой стоимости?

    Поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) в главу 30 НК РФ, по большей части касаются порядка расчета налога на имущество с применением кадастровой стоимости. Новые положения необходимо применять с 1 января 2020 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

    Далее обо всем по порядку.

    Уплата налога исходя из кадастровой стоимости не зависит от того, на каком счете учитывается недвижимость

    В настоящее время российские организации и постоянные представительства иностранных компаний в РФ рассчитывают налог на имущество по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости, если эта недвижимость одновременно (п. 1, 2 ст. 374, пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

    • включена субъектом РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов, облагаемых по такой стоимости;
    • учитывается в бухучете в качестве ОС и принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо получена по концессионному соглашению.

    Закон № 325-ФЗ внес изменения в упомянутые нормы (п. 69, 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). С 2020 г. будет неважно, в каком качестве отражаются на счетах бухучета деловые и торговые центры, а также помещения в них.

    Такая недвижимость (включенная в Перечень и принадлежащая организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо полученная по концессионному соглашению) теперь может числиться на любом счете:

    • 01 «Основные средства»;
    • 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
    • 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
    • 41 «Товары» и др.

    На налогообложение этот факт влиять не будет.

    При этом отметим, что с применением среднегодовой стоимости по-прежнему нужно будет облагать только то имущество, которое отражено у организации на счете 01 в качестве основного средства (пп. п. 1 ст. 374 НК РФ в новой редакции, пп. «а» п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

    Расширен перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости

    С 1 января 2020 года субъектам РФ предоставили возможность дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, по которым налог необходимо исчислять по кадастровой стоимости (пп. «а» п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). К ним отнесли перечисленные в п. 1 ст. 401 НК РФ:

    • жилой дом;
    • квартиру, комнату;
    • гараж, машино-место;
    • единый недвижимый комплекс;
    • объект незавершенного строительства;
    • иные здания, строения, сооружения, помещения.

    Организациям, у которых есть такие объекты на праве собственности или хозяйственного ведения, рекомендуем уточнять, принят ли региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним. Если такой документ принят и утверждена кадастровая стоимость объекта, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости (независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете – ОС, товары и т.п.).

    Если кадастровая стоимость по указанным объектам не будет определена в течение года, налог платится на основании среднегодовой стоимости (но только в том случае, если объект учтен в качестве основного средства). Это следует из пп. 2.1 и нового пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. «б» п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ) и новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ (пп. «а» п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

    В настоящее время в соответствии с действующей редакцией ст. 378.2 НК РФ с применением кадастровой стоимости (вместо среднегодовой) налог на имущество рассчитывается по тем жилым домам и жилым помещениям, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 378.2 НК РФ):

    • жилье не учитывается на балансе в качестве объектов основных средств. Как правило, это те жилые объекты, которые организация приобрела для перепродажи и отражает в бухучете на счете 41 «Товары» (см. письма Минфина России от 29.03.2019 № 03-05-05-01/21816, от 25.01.2019 № 03-05-05-01/4064);
    • в субъекте РФ по местонахождению жилого объекта действует нормативный акт, которым установлен порядок налогообложения недвижимости (в т.ч. жилой) исходя из кадастровой стоимости.

    Дополнен перечень объектов, освобождаемых от налогообложения

    Поправки в этой части важны для участников специальных административных районов –острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области (ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ, далее – Закон № 291-ФЗ).

    Их участниками могут стать только международные компании (ст. 7, 8 Закона № 291-ФЗ).

    Указанные компании получили освобождение от уплаты налога на имущество в отношении:

    • судов, зарегистрированных за ними в Российском открытом реестре судов;
    • воздушных судов, зарегистрированных за ними в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

    Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ. Они вступают в силу 1 января 2020 года. Это значит, что международные компании, получившие статус участника специального административного района, не будут плательщиками налога на имущество в отношении перечисленных судов с налогового периода 2020 года (п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 324-ФЗ).

    Что входит в список объектов недвижимости, по которым налог на имущество рассчитывается по кадастровой стоимости?

    Некоторое время назад в налоговое законодательство были внесены изменения, затронувшие способ налогового обложения недвижимости. Новая схема исчисления берет за основу стоимость, указанную в государственном кадастровом реестре.

    К чему приведут такие изменения, где можно посмотреть список имущества, оплачивать налог за которое следует по новому методу, а также что сделать, чтобы уменьшить итоговую сумму, будет рассмотрено ниже.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

    Для чего они нужны налоговой?

    Перечень этих объектов необходим для сбора налогов с недвижимости по новой схеме. Ранее, до появления изменений в НК России, общая сумма к оплате формировалась на основании данных инвентаризации. В настоящий же момент размер налога определяется на основании кадастровой стоимости.

    Именно поэтому сбор налогов по кадастровой стоимости был внедрен не во всех регионах (хотя каждый год их список объектов расширяется), а сама сумма взимается лишь частично с применением понижающих коэффициентов (перейти на полную оплату нового налога планируется к 2020 году). При этом для более точной оценки стоимости имущества должна проводиться его периодическая переоценка.

    Делается это не чаще, чем один раз в три года (для городов, имеющих федеральное значение – один раз в два года), но не позднее пяти лет. По этим причинам и необходимо составление списков, из которых налоговая может получить всю необходимую информацию для правильного расчета налога на недвижимость.

    Кто их определяет?

    Вся информация, попадающая в перечень списков кадастровой стоимости, подготавливается исключительно региональными органами власти. Делается это на основании оценочных данных, полученных в ходе работы местной кадастровой службы. Никакого участия в формировании этого документа собственник имущества напрямую не принимает.

    Налоговая служба также не участвует в подготовке кадастрового списка – в ее задачи входит работа с уже подготовленной базой.

    При этом важно знать, что в случае, если учетная оценка объекта недвижимости была изменена при вмешательстве суда раньше срока периодической переоценки (а в подавляющем большинстве случаев это приводит к снижению оценочной стоимости, а, значит, и общего размера налога), то внесенные изменения вступят в силу не раньше, чем будет проведена общая региональная корректировка значений в базе Росреестра.

    Эта информация полезна всем владельцам недвижимого имущества!

    Таким образом, составлением списка имущественных объектов для налоговой занимаются целиком и полностью местные власти, а их обновление происходит ежегодно.

    Согласно статьи 2 Федерального закона № 284 от 04.10.2014 г. в перечень имущественных объектов, исчисление налога на которые производится исходя из их кадастровой стоимости, входят:

    • квартиры;
    • комнаты;
    • жилые дома;
    • дачные постройки различного назначения, а также другие строения.

    При этом форма собственности не имеет в данной ситуации никакого значения, и владельцы долевой собственности также оплачивают налог по этой системе.

    Кроме этого, в отдельных регионах имеются некоторые местные особенности, позволяющие включать в региональный перечень недвижимости объекты, размер налога с которых, выполненный при кадастровой оценке, может значительно превосходить таковой при подсчете налога по среднегодовой стоимости.

    К подобным объектам недвижимости могут быть отнесены:

    • супермаркеты;
    • торговые центры;
    • офисные здания;
    • отдельные офисы;
    • деловые центры;
    • места общественного питания и другие.

    Полный перечень имущества, которое облагаемое по кадастровой оценке, можно уточнить, обратившись к официальному сайту местной исполнительной власти.

    Кроме этого, региональные органы имеют широкие полномочия по внесению в этот список категорий, которые будут уплачивать кадастровый налог по льготной схеме.

    К ним могут быть отнесены пенсионеры, инвалиды, многодетные граждане, малоимущее население, а также некоторые другие. Размер понижающих коэффициентов в данном случае также должен устанавливаться органами местного самоуправления.

    Не стоит забывать, что подобная практика (исчисление налога по кадастровой стоимости) введена пока не везде, а там, где она уже практикуется, общая сумма взимается не в полном объеме. Полноценное применение этой системы по всей стране планируется к 2020 году.

    Если после этого срока собственник будет недоволен размером уплачиваемого налога, то для его уменьшения останется только обратиться в суд.

    Читать еще:  Изучаем законодательство: могут ли сократить беременную женщину по сокращению штата?

    Видео по теме

    Об объектах недвижимости, по которым налог на имущество рассчитывается по кадастровой стоимости, а также важную информацию по этому поводу можно узнать в данном ролике:

    Заключение

    Таким образом, кадастровое исчисление налога введено пока не везде, и многие граждане с ним попросту не сталкивались. Но к 2020 году подобная практика будет введена повсеместно, поэтому так важно знать точную оценочную стоимость своей недвижимости.

    Ведь в случае, если налоговая допустит ошибку либо же сам владелец посчитает, что сумма завышена, можно будет обратиться в суд для перерасчета и понижения выплачиваемых средств.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Как обосновывают перечень недвижимости, налог по которому считается по кадастровой стоимости

    В последние годы получили популярность споры, которые затрагивают не только снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, но и вопросы исключения объектов недвижимости из перечня объектов, для которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Тенденция эта весьма закономерна, поскольку региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение таких перечней, формируют их без учета требований налогового законодательства и регионального законодательства, а также без какого-либо осмотра объекта. Зачастую, такие меры влекут увеличение налоговой нагрузки для собственников объектов недвижимости.

    Тем не менее, законодательство предусматривает четкие критерии для попадания объекта в такой перечень, вследствие чего, не каждый объект недвижимости подлежит безусловному включению в перечень.

    Общие нормативные условия для занесения объекта недвижимости в перечень:

    Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

    Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

    В силу п. 1 ст. 375 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

    Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

    В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены, в частности:

    — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);

    — нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

    Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены региональным законодательством.

    Например, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края, особенности установлены Законом Пермского края от 13.11.2017г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее — Закон № 141-ПК).

    Так, согласно ст. 2 Закона № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества как:

    • административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (п. 1 ч. 1 ст. 2);
    • расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) (п. 2 ч. 1 ст. 2).

    Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 2 Закона № 141-ПК определяется Правительством Пермского края (ч. 2 ст. 2 Закона № 141-ПК, п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

    Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

    — здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

    — здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

    При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

    Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (п.3 ст. 378.2 НК РФ).

    Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    В соответствии с п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Для целей обозначенного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (иди) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ).

    Таким образом, из приведенных норм следует, что для включения нежилого здания (строения, сооружения) в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, необходимо соответствие указанного объекта следующим критериям:

    1) здание (строение, сооружение) должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

    2) не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) должны составлять помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом общая площадь здания (строения, сооружения) должна превышать 1000 кв. м. в городских округах либо 300 кв.м. в муниципальных районах).

    Следовательно, для включения объектов Перечень следует установить соответствие объекта вышеизложенным критериям. Часто ли эти критерии соблюдаются? Не всегда. И число спорных ситуаций обещает расти.

    Читать еще:  Помощь в составлении искового заявления на установление сервитута на земельный участок: инструкция и образец документа

    Например, в том же Пермском крае с 1 января 2020 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.

    Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.

    Суды достаточно кропотливо подходят к изучению обоснованности требований, однако, большая часть практики складывается в пользу собственников. Тем не менее, этот результат стоит собственникам немалых усилий, более того, делает инвестиции в нежилую недвижимость совершенно невыгодными, так как рост налога на имущество при неизменном уровне арендной платы не сулит собственникам какой-либо очевидной выгоды.

    Такое положение собственников недвижимости позволяет заключить, что текущее правовое регулирование вопросов налогообложения объектов недвижимости и степень «качества» его исполнения, не формируют финансовых, фискальных стимулов развития экономики, а способствуют постоянному росту судебной нагрузки вследствие необоснованного включения объектов в перечень и неэффективности досудебного урегулирования споров.

    Единственным способом защиты в таких случаях является предъявление административного искового заявления о признании недействительным нормативного правового акта, утвердившего перечень в части пункта, в котором указан принадлежащий собственнику объект. В связи с этим, рекомендуем пользоваться данным направлением защиты своих прав и, возможно, это станет причиной для законодательных перемен.

    Отчитываемся «по кадастру»: сложности и нововведения по налогу на имущество

    В 2015 году уже в 32 регионах России организации, в том числе применяющие УСН или ЕНВД, отчитываются по налогу на имущество, принимая за базу кадастровую стоимость. У бухгалтеров эти нововведения до сих пор вызывают вопросы. Рассмотрим наиболее популярные из них.

    Какое имущество облагается налогом по кадастровой стоимости

    В ст. 374 НК РФ перечислено имущество организаций, облагаемое налогом. В 2014‑2015 годах ст. 378.2 дополнила этот список имуществом, облагаемым налогом исходя из кадастровой стоимости. К нему относятся:

    • административно-деловые центры,
    • торговые центры,
    • нежилые помещения, которые могут использоваться или фактически используются как офисные или торговые площади,
    • жилые дома и помещения, даже если они учитываются на балансе организации не как основные средства, а как товар или вложения в нематериальные активы.

    Отсутствие госрегистрации не освобождает от налога (см. п. 52 Методических указаний по бухучету основных средств), как и консервация, поскольку она не является основанием для вывода объекта из состава основных средств.

    Вопрос. У организации на 41 счете числятся жилые дома. Нужно ли платить налог на имущество? По кадастровой или по среднегодовой стоимости?

    Ответ. Минфин России в письме от 27.02.15 № 03-05-05-01/9954 разъяснил: жилые дома и помещения, не являющиеся основными средствами, не включаются в региональный перечень объектов недвижимого имущества, но облагаются налогом по кадастровой стоимости, если в регионе принят соответствующий закон. Если закон не принят, налог на имущество по ним организация не платит.

    Платить или не платить?

    Тем, кто не знает, нужно ли платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости, сориентироваться поможет алгоритм.

    Шаг 1. Проверьте, введен ли налог по кадастровой стоимости в регионе, где находится недвижимость компании.

    • Если введен, переходите к шагу 2.
    • Если не введен и компания применяет УСН или ЕНВД, она не платит налог на имущество.
    • Если не введен, но компания применяет ОСНО, она платит налог на имущество, исходя из среднегодовой стоимости.

    Шаг 2. Проверьте, подпадают ли под налог площади, принадлежащие компании.

    Ст. 378.2 НК РФ объявляет плательщиками налога по кадастровой стоимости собственников (не арендаторов!) деловых и торговых центров. Однако власти региона вправе предоставить льготы, например, объявить объектами налогообложения только деловые или только торговые центры, или ввести лимит по площади. Эта информация содержится в региональном законе о налоге на имущество организаций. Если объект формально не относится к деловой или торговой недвижимости, но фактически используется как офисные или торговые площади, перейдите к шагу 3.

    Вопрос. Предприятие на УСН имеет в собственности нежилое помещение, в котором открыт автомагазин. Нужно ли исчислять и уплачивать налог на имущество по кадастровой стоимости?

    Ответ. Такая недвижимость может облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости: пп. 2 п. 1, пп. 2 п. 4, п. 5 ст. 378.2 НК РФ в числе налогооблагаемых объектов называют нежилые помещения, которые фактически на 20 и более процентов используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Точный ответ даст утвержденный в субъекте РФ перечень объектов недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости.

    Шаг 3. Проверьте, включен ли объект недвижимости в перечень кадастрового имущества, опубликованный на официальном сайте региона.

    Такой перечень региональные власти публикуют до 1 января года, с которого начинается налогообложение по кадастровой стоимости.

    Вопрос. У компании есть производственный корпус, который она сдает в аренду под офисы. Хотим проверить его по «кадастровому» списку, но на сайте Росреестра его не нашли.

    Ответ. Список нужно искать не на сайте Росреестра, а на официальном портале региона, например:

    Если перечень не опубликовали вовремя или в нем нет вашей недвижимости, компания на УСН налог на имущество не платит, а те, кто применяет ОСНО, продолжают рассчитывать налог по среднегодовой стоимости.

    Если объект недвижимого имущества ошибочно включили в «кадастровый» перечень, а затем исключили из него в течение налогового периода, налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость. Об этом проинформировала ФНС в письме от 28.04.15 № БС-4-11/7315.

    Как рассчитать налог и отчитаться: особенности и нюансы

    Шаг 1. Запросите кадастровую стоимость здания на начало налогового периода в региональном отделении Росреестра.

    Шаг 2. Скорректируйте налоговую базу, если это нужно.

    Вопрос. Компании принадлежит бутик в торговом центре, который включен в региональный список имущества, облагаемого налогом по кадастровой стоимости, но самого магазина в списке нет. Как посчитать для него кадастровую стоимость?

    Ответ. Если кадастровая стоимость помещения не определена, но известна кадастровая стоимость здания, в котором оно расположено, то налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в здании (см. п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

    Машино-места в административно-деловых или торговых центрах, по которым налог на имущество организаций рассчитывается на основании кадастровой стоимости, тоже облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 23.04.15 № БС-4-11/7028@.

    Шаг 3. Посчитайте сумму налога за год.

    Сумма налога за год = Кадастровая стоимость здания × Налоговая ставка × К,
    где коэффициент К = число месяцев отчетного периода, в течение которых компания владела имуществом (включая месяцы поступления и выбытия) / число месяцев в отчетном периоде.

    Если у здания несколько собственников, умножьте кадастровую стоимость на свою долю, а потом на налоговую ставку и на коэффициент К.

    Шаг 4. Рассчитайте квартальный авансовый платеж.

    Если закон субъекта РФ предусматривает квартальные авансовые платежи внутри налогового периода, то авансовый платеж равен ¼ суммы налога, рассчитанной выше.

    Шаг 5. Отчитайтесь и перечислите налог.

    Легко и быстро отчитаться по имуществу организации на УСН и ЕНВД могут в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия:

    • если основное средство уже учитывается в Контур.Бухгалтерии, то для расчета авансовых платежей и сдачи отчетности нужно просто поставить в карточке галочку «облагается налогом на имущество» и заполнить появившиеся поля;
    • если бухгалтерский учет основных средств еще не ведется, для сдачи отчетности достаточно завести основное средство и заполнить карточку.

    В конце года через Контур.Бухгалтерию можно сформировать и отправить налоговую декларацию.

    Вопрос. Куда отчитываться по налогу на имущество организации, рассчитанному по кадастровой стоимости? В свою ИФНС?

    Ответ. Отчетность по налогу на имущество организаций в отношении недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости, представляется по местонахождению объекта. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по месту учета, но с КПП и кодом налогового органа по местонахождению имущества (см. письмо ФНС от 29.04.2014 № БС-4-11/8482).

    Движимое имущество, принятое к учету до и после 1 января 2013 года

    Налогообложение движимого имущества не имеет отношения к кадастровой стоимости, но вызывает вопросы. И здесь нередко допускаются ошибки. Все несложно, если проследить за изменениями Налогового кодекса:

    • до 01.01.2015 движимое имущество, принятое к учету после 01.01.2013, не признавалось налогооблагаемым;
    • с 01.01.2015 Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ отменил для этих основных средств статус необлагаемых налогом и «отправил» их в ст. 381 НК РФ — к имуществу, освобожденному от налогообложения по льготе.

    Это означает, что теперь такие основные средства отражаются в декларации: остаточная стоимость в разделе 2 расчета в составе объекта налогообложения и в числе льготируемого имущества. А налоговики при камеральной проверке вправе потребовать документы, подтверждающие льготу.

    Льгота распространяется не на все движимые основные средства, принятые к учету после 01.01.2013. В письме от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111 Минфин уточнил содержание п. 25 ст. 381 НК РФ. Если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации, приобретено у взаимозависимых лиц в течение 2013‑2014 годов, с 01.01.2015 оно признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций и не подпадает под льготу.

    Движимое имущество, принятое к учету до 01.01.2013, по-прежнему облагается налогом на общих основаниях.

    Вопрос. Организация на УСН, на балансе из имущества только автомобили, но они приняты к учету до 01.01.2013. Поэтому налог на имущество не платим?

    Ответ. Не платите, но по другой причине. Движимое имущество, принятое на учет до 01.01.2013, облагается налогом по остаточной стоимости. Но поскольку организация применяет УСН, она платит налог только по имуществу, облагаемому по кадастровой стоимости.

    Анна Сатдарова, эксперт онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector